Статья: «Деятельностный подход к организации обучения на уроках русского языка. Учимся решать главные орфографические задачи в корне»
учебно-методический материал (2 класс)
Каждому из нас хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: При написании небходимо сначала обнаруживать орфограмму, что и является орфографической зоркостью.
Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость.
Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_deyatelnostnyy_podhod_k_organizatsii_obucheniya_federyakina_yu.s.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Деятельностный подход к организации обучения
на уроках русского языка. Учимся решать главные орфографические задачи в корне»
- Перед вами на слайде буквы.
- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв?
(а, о, е,и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)
(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)
- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы.
№п/п | Орфограмма |
1 | Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) |
2 | Звонкие и глухие согласные |
3 | Непроизносимые согласные |
4 | Разделительный ь |
5 | Разделительный ъ |
6 | Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок |
7 | Заглавная буква в именах собственных |
8 | Заглавная буква в начале предложения |
9 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу |
10 | ь на конце имен существительных после шипящих |
11 | Безударные окончания имен существительных |
12 | Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
- Сегодня я расскажу вам, как учу детей видеть эти опасные места и предупреждать ошибки.
Главным в обучении правописанию считаю, применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение такой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму.
Хорошо, когда ребенок правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Почему?!
(Не умеют применять правила).
В чем же причина неумелого применения правил?
Вывод напрашивается сам: очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.
СЛАЙД доктор педагогических наук, профессор Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В более обобщенном виде эти этапы представляются так: СЛАЙД
в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому из нас хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: При написании небходимо сначала обнаруживать орфограмму, что и является орфографической зоркостью.
Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость.
Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.
1) Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Для развития зрительного фактора я использую следующие приёмы:
а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву;
б) можно построить так называемые опорные схемы.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;
в) диктанты, начиная со 2 класса, пишем еженедельно. Перед написанием сложных диктантов за неделю на доске пишу трудные слова, которые встретятся в диктанте.
г) много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису раслабальшая сасна. Под ней была зиленаятрова и красивыецвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.
Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
д) Провожу так называемый «диктант с обоснованием» (объяснительный диктант). Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.
Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктую, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.
ж) использую «диктант с подчёркиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
з) перед изложением, сочинением я провожу такую работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
и) с целью зрительного запоминания правильного написания как можно большего количества слов, начиная с первых дней обучения, заучиваем наизусть отрывки из каждого произведения (в 1 классе-3 строчки, во 2 классе-5 строчек, в 3 классе-7 строчек, в 4 классе-10 строчек.)
к) Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко и словарные
В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. Чуть позже- в конце первого класса- ввожу зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.
На уроках русского языка я постоянно использую различные памятки, алгоритмы, планы.(Мои алгоритмы) - Бесспорно, алгоритмы приносят пользу..
Л) Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом.
Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.
В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия в графической, знаковой или буквенной форме.
Применение моделей делает абстрактные орфографические правила наглядными, что обеспечивает выполнение предметно-практических действий ребенка со словом.
л) В работе над развитием орфографической зоркости особое внимание уделяю работе со словарем. Словарные слова записывают в общих тетрадях ( она у них одна на все 4 года). В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий день ученики одного ряда пишут их под диктовку учителя. На четвертый день пишут на доске по памяти, на пятый день- словарный диктант. В конце года пишем словарные диктанты из 70-80 слов.
м) РНО.
Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.
Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные. Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе. В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами.Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.
Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, работает над ошибками по памятке.
2) Слуховой фактор.
Развивать фонематический слух я начинаю с 1 класса. Чтобы детям было легче усвоить премудрость русского языка, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:
а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;
б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;
в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».
Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши
2.«Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка, котёнок ….,
щенок Дружок, цыплёнок….,
корова Бурёнка, коза ….,
поросёнок Хрюша, и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
3.«Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.
Чаща, чяйка, каланча
чящя, чачя чачя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча
пищя, чайник, чяшки, чай -
ща ча чя чяча
как напишешь? Отвечай!
Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.
Чайка, каланчя
Чя ча
4. . СЛАЙД «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Артикуляционный фактор.
1) Проговаривание.
Этот прием использую на своих уроках постоянно, и он даёт неплохие результаты. Такую работу я веду с 1 класса. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма..
2)Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
При формировании орфографической зоркости также использую и тренажеры( по сборнику упражнений О.В.Узоровой).
Тренажер расширяет лексический запас ребенка, позволяет ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов, а также помогает упорядочить детские знания по русскому языку.
Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет приобрести устойчивый навык.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛАЙД Поработаем в группах (4 гр.)
1 группа Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
2 группа Алгоритм проверки парной согласной на конце слова
3,4 группы Составить модель правила
Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык решения орфографической задачи, самоконтроль.
Эффективность развития орфографической зоркости зависит от:
систематичности проведения;
от разнообразия видов упражнений;
от активности учащихся в процессе деятельности;
от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Целенаправленно и систематически указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова
- Обобщение и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...
Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"
Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....
Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"
Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"...
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"
Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...