Статья: «Деятельностный подход к организации обучения на уроках русского языка. Учимся решать главные орфографические задачи в корне»
учебно-методический материал (2 класс)

Федерякина Юлия Сергеевна

Каждому  из нас хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: При написании небходимо   сначала обнаруживать орфограмму, что и является  орфографической зоркостью.

Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость.

Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Деятельностный подход к организации обучения

на уроках русского языка. Учимся решать главные орфографические задачи в корне»

- Перед вами на слайде буквы.

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв?

(а, о, е,и, я;      б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы.  

№п/п

Орфограмма

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

2

Звонкие и глухие согласные

3

Непроизносимые согласные

4

Разделительный ь

5

Разделительный ъ

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

7

Заглавная буква в именах собственных

8

Заглавная буква в начале предложения

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

10

ь на конце имен существительных после шипящих

11

Безударные окончания имен существительных

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого,  -его

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

       - Сегодня я расскажу вам, как учу детей видеть эти опасные места и предупреждать ошибки.

Главным в обучении правописанию считаю, применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение такой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму.  

Хорошо, когда ребенок правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Почему?!

(Не умеют применять правила).

В чем же причина неумелого применения правил?

Вывод напрашивается сам: очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

СЛАЙД доктор педагогических наук, профессор Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

            В более обобщенном виде эти этапы представляются так:  СЛАЙД

 в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому  из нас хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: При написании небходимо   сначала обнаруживать орфограмму, что и является  орфографической зоркостью.

Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость.

Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

1) Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Для развития зрительного фактора я  использую следующие приёмы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву;

б) можно построить так называемые опорные схемы. 

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в) диктанты, начиная со 2 класса,  пишем еженедельно. Перед написанием сложных диктантов за неделю на доске пишу трудные слова, которые встретятся в диктанте.

г) много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису раслабальшая сасна. Под ней была зиленаятрова и красивыецвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением». 

д) Провожу так называемый «диктант с обоснованием» (объяснительный диктант). Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктую, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.

ж) использую  «диктант с подчёркиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

з) перед изложением, сочинением я провожу такую работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

и) с целью зрительного запоминания правильного написания как можно большего количества слов, начиная с первых дней обучения, заучиваем наизусть отрывки из каждого произведения (в 1 классе-3 строчки, во 2 классе-5 строчек, в 3 классе-7 строчек, в 4 классе-10 строчек.)

к) Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко и словарные

 В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. Чуть позже- в конце первого класса- ввожу зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.

На уроках русского языка я постоянно  использую различные памятки, алгоритмы, планы.(Мои алгоритмы) - Бесспорно, алгоритмы приносят пользу..

Л) Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом.

Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.

В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия в графической, знаковой или буквенной форме.

Применение моделей делает абстрактные орфографические правила наглядными, что обеспечивает выполнение предметно-практических действий ребенка со словом.

л) В работе над развитием орфографической зоркости особое внимание уделяю работе со словарем. Словарные слова записывают в общих тетрадях ( она у них одна на все 4 года).  В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий  день ученики одного ряда пишут их под диктовку учителя. На четвертый день пишут на доске по памяти, на пятый день- словарный диктант. В конце года пишем словарные диктанты из 70-80 слов.

м) РНО.

Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные.  Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе. В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами.Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву,  работает над ошибками по памятке.

2) Слуховой фактор.

Развивать фонематический слух я начинаю с 1 класса. Чтобы детям было легче усвоить премудрость русского языка, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:

а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;

б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».

Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.

Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.

1. «Рифмовки - запоминалки»  служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши -

запомни слоги жи и ши

2.«Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.

Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».

Кошка Маринка, котёнок ….,

щенок Дружок, цыплёнок….,

корова Бурёнка, коза ….,

поросёнок Хрюша, и бычок ….

Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

3.«Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.

Чаща, чяйка, каланча

чящя, чачя      чачя

роща, чаща и свечя

щя     чящя       ча

пищя, чайник, чяшки, чай -

ща       ча          чя       чяча  

как напишешь? Отвечай!

             Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.

Чайка, каланчя

Чя ча

4. . СЛАЙД  «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, чайник, чаек,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.

Артикуляционный фактор.

1) Проговаривание.

Этот прием использую на своих уроках постоянно, и он даёт неплохие результаты. Такую работу я веду с 1 класса. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма..

2)Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

При формировании орфографической зоркости также использую и тренажеры( по сборнику упражнений О.В.Узоровой).

Тренажер расширяет лексический запас ребенка, позволяет ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов, а также помогает упорядочить детские знания по русскому языку.

Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет приобрести устойчивый навык.

МОДЕЛИРОВАНИЕ    СЛАЙД  Поработаем в группах (4 гр.)

1 группа Алгоритм проверки безударной гласной в корне  слова

2 группа Алгоритм проверки парной согласной на конце слова

3,4 группы Составить модель правила

Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык решения орфографической задачи, самоконтроль.

Эффективность развития  орфографической зоркости зависит от:

систематичности  проведения;

от разнообразия видов упражнений;

от активности учащихся в процессе  деятельности;

от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Целенаправленно и систематически  указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

ГРАМОТНЫМ  БЫТЬ  МОДНО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова

- Обобщение  и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...

Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"

Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"

Презентация к уроку русского языка "Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных"...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...