Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx1016.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «Системно – деятельностный подход

                                       на уроке русского языка    по теме

«Буквы безударных гласных в корне слова»

(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)

                   

                                                                                                                            Выполнила:

Жипан Л. Л.

 учитель нач. классов

МБОУ «ООШ№ 24»

Новокузнецк, 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Разработка урока «Буквы безударных гласных в корне слова»…………………………………….………………………........ 4

Заключение…………………………………………………………….9

Список литературы ……………………………………......................10

Приложение……………………………………………………………11

                                                 Введение

   В основе ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

      Развитие школьника – главная задача обучения – происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности – особой формы активности ученика, меняющей его как субъекта обучения и являющейся непосредственной основой его развития.

    Становление учебной деятельности у школьника – это процесс формирования умения учиться, т.е. самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения.

     Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

      Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем. Преодолеть их помогает грамотная реализация на уроке системно – деятельностного подхода, позволяющая вовлечь детей в активную учебную деятельность, развивать интерес учеников к предмету и обеспечивать результативность обучения.

    Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении, сущность которого проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

     Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.

    Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.

    Тема: «Буквы безударных гласных в корне  слова»

Цели:

Обучающая:  создание условий для нахождения  способа проверки

безударных  гласных в корне слова.

Развивающая: развитие умения   видеть  слова с безударным  гласным в корне слова  и находить проверочное.

Воспитательная: формирование культуры общения,  взаимоуважения через умение работать  в группе, в паре. 

                                       Ход урока.

  1. Оргмомент.

Обеспечить внешнюю обстановку для работы обучающихся на уроке и психологически подготовить их к предстоящему уроку.

II.Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на буквы: а, я, о, е, и, у, ы, э, ю

- Что вы о них знаете? (они гласные)

- Сколько в алфавите гласных? (10)

- Какой буквы не хватает? (ё)

- Это особая гласная. Что о ней скажете? (обозначает 2 звука, всегда ударная)

-Запишите в тетрадь чередуя строчную и заглавную буквы  ё,Ё, используя образец на доске.

2.  Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

Задание: записать слова под диктовку, выделить известную орфограмму.

                   Роща, туча, трава, рога.

Во время проверки выясняется, что слова  трава, рога  записали по-разному.

На доске появляется запись:   трава – трова, рога – рага

- Я диктовала одно, а написали  по-разному, почему?

- В чем затруднение? (не смогли выделить орфограмму, не знаем правила)

- В чем разница слов? (написание безуларной гласной)

- Как же нам узнать, кто написал правильно, а кто ошибся? (мы должны проверить)

- А умеете вы проверять безударные гласные? (нет)

- Значит, какую учебную задачу перед собой поставим?

Учебная задача: Научиться правильно писать  букву безударного гласного, подбирать проверочные слова)

III. Открытие нового способа действия.

  1.  Групповая работа.

- Объединитесь в группы. Обсудите задание, версии всех участников группы. Версии надо фиксировать на листе бумаги (каждая группа получает лист А4 и фломастер)

Задание для первой группы.

Выполните задание.

План работы:

  1. Прочитайте слова: окно, звезда, метла.
  2. Подберите к ним слова, которые называют не один предмет, а много.
  3. Запишите эти слова в тетрадь парами.
  4. Сделайте вывод.

Задание для второй группы.

Выполните задание.

План работы:

  1. Прочитайте слова: слова, моря, поля.
  2. Подберите к ним слова, которые называютне много предметов, а один..
  3. Запишите эти слова в тетрадь парами.
  4. Сделайте вывод.

Задание для третьей группы.

Выполните задание.

План работы:

1.  Прочитайте слова: звон, бег.

2.  Подберите к данным словам однокоренные.

3.  Запишите эти слова в тетрадь.

4.   Сделайте вывод.

3.2. Предъявление результатов.

1 группа предъявляет результат: (К словам окно, звезда, метла мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много окна, звёзды, мётлы. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).

2 группа предъявляет результат: (К словам слова, моря, поля подобрали однокоренные слова слово, море, поле. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).

3 группа предъявляет результат: (К словам звон, бег мы подобрали однокоренные слова звонок – звонит, бегун – бежит. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).

   Каждая группа оценивает свою работу (тихо-шумно, дружно-ссорились, активность, слушание, все ли работали).

3.3. Общий вывод: Гласный в корне пишется одинаково под ударением и без ударенияю. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными, т.к. в них гласный ударный.

  1. Работа в парах

- Из элементов схемы, составить способ проверки написания слов с безударной гласной в корне.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Схема 1.png

Должна получиться такая схема:

C:\Users\Пользователь\Desktop\Схема 2.png

Сформулируйте  правило по схеме: Чтобы проверить безударную гласную на письме, нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным

- Отлично поработали! А насколько мы были близки к истине, проверим по учебнику.

  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

- Прочитайте правило  и проверьте свои предположения (стр. 140, 141)

- Теперь сможем писать слова с безударным гласным без ошибок?

V. Физминутка.  (Ученики выполняют упражнения: О – головой, а – носом, и – локтями, е – ногами, я – глазами и т.д.)

VI. Первичное закрепление

6.1 . Работа в учебнике стр. 141, упр. 220. Самостоятельная работа.

6.2. Если у кого есть затруднения, то  обратитесь к нашей схеме.

Взаимопроверка.

- Почему первые слова являются  проверочными? (гласный в корне стоит под ударением).

 VII. Контроль. Самостоятельная работа.

Учебник стр.142, упр.221 (Среди однокоренных слов найдите проверочное. Докажите свою точку зрения.) – устно, фронтально.

 

Перед вами алгоритм для проверки безударного гласного в корне слова. Восстановите последовательность этапов, пронумеровав их. В пустые квадратики вы должны записать цифры, что должно быть первым, вторым и т.д. Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

Подчеркиваем букву безударного гласного

Ставим ударение в слове

Обозначаем корень слова

Подбираем однокоренное слово или изменяем его форму, чтобы безударный звук стал ударным.

Пишу слово

Читаю слово

 

Сравните с эталоном:

1. Читаю слово …

2. Ставлю ударение.

3. Подчёркиваю букву безударного гласного.

4. Обозначаем корень слова.

5. Подбираем однокоренное слово или изменяем его форму, чтобыбезударный звук стал ударным.

6. Пишу слово.

 

-  Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

-   Остальные постараются выполнить без ошибок домашнее  задание.

VIII.  Итог урока.  Рефлексия.

-Какую учебную задачу перед собой ставили? (найти способ проверки безударной гласной в корне слова.)

-Покажите, чему научились:

М..сты, з..лёный, к..за.

(желающие выбегают к доске и вставляют буквы)

-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?

(Лесенка успеха в тетради заполняется детьми.)

IX. Домашнее задание.

  • Уч., с. 142, упр.223
  • Найти загадки по теме урока (отгадка должна содержать безударный гласный, который  можно проверить известным способом)

 

- Спасибо  за урок!        

Заключение.

        Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организовала осознанное вхождение обучающихся в учебную деятельности. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляли ученики в ходе выстроенного учителем диалога. Поиск способов написания слов с безударной гласной в слове формировался в процессе групповой работы. При проведении самостоятельной работы использовала индивидуальную форму работы с учащимися.

      На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют упражнения по алгоритму действия и определяют успешность найденного способа.

      Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. В процессе рефлексии дети отвечали на вопросы: какую учебную задачу решали, какие способы открыли. Обучающиеся анализировали, где были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривали способы действий.

      Домашнее задание дифференцированное.

      Данный урок позволил поставить каждого ученика в роль «исследователя»; сделал процесс учения поисковым и творческим.

                                  Список литературы

  1. Автайкина Т.О., Демчук Н.А. и др. «Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 20013.- 45 с.
  2. Автайкина Т.О., Демчук Н.А. «Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014.
  3. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В.  Русский язык. Учебник для 2класса – Изд.3-е,  перераб. – М. : Баласс, 2013. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа2100».)

4.        СанПиН

5.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

6.        Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. №2.

F:\урок\Scan4.jpgF:\урок\Scan5.jpg

F:\урок\Scan6.jpg   F:\урок\Scan7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....