Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"
статья по русскому языку (2 класс) по теме
Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx | 1016.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно – деятельностный подход
на уроке русского языка по теме
«Буквы безударных гласных в корне слова»
(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
Выполнила:
Жипан Л. Л.
учитель нач. классов
МБОУ «ООШ№ 24»
Новокузнецк, 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Разработка урока «Буквы безударных гласных в корне слова»…………………………………….………………………........ 4
Заключение…………………………………………………………….9
Список литературы ……………………………………......................10
Приложение……………………………………………………………11
Введение
В основе ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Развитие школьника – главная задача обучения – происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности – особой формы активности ученика, меняющей его как субъекта обучения и являющейся непосредственной основой его развития.
Становление учебной деятельности у школьника – это процесс формирования умения учиться, т.е. самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения.
Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем. Преодолеть их помогает грамотная реализация на уроке системно – деятельностного подхода, позволяющая вовлечь детей в активную учебную деятельность, развивать интерес учеников к предмету и обеспечивать результативность обучения.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении, сущность которого проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.
Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.
Тема: «Буквы безударных гласных в корне слова»
Цели:
Обучающая: создание условий для нахождения способа проверки
безударных гласных в корне слова.
Развивающая: развитие умения видеть слова с безударным гласным в корне слова и находить проверочное.
Воспитательная: формирование культуры общения, взаимоуважения через умение работать в группе, в паре.
Ход урока.
- Оргмомент.
Обеспечить внешнюю обстановку для работы обучающихся на уроке и психологически подготовить их к предстоящему уроку.
II.Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на буквы: а, я, о, е, и, у, ы, э, ю
- Что вы о них знаете? (они гласные)
- Сколько в алфавите гласных? (10)
- Какой буквы не хватает? (ё)
- Это особая гласная. Что о ней скажете? (обозначает 2 звука, всегда ударная)
-Запишите в тетрадь чередуя строчную и заглавную буквы ё,Ё, используя образец на доске.
2. Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
Задание: записать слова под диктовку, выделить известную орфограмму.
Роща, туча, трава, рога.
Во время проверки выясняется, что слова трава, рога записали по-разному.
На доске появляется запись: трава – трова, рога – рага
- Я диктовала одно, а написали по-разному, почему?
- В чем затруднение? (не смогли выделить орфограмму, не знаем правила)
- В чем разница слов? (написание безуларной гласной)
- Как же нам узнать, кто написал правильно, а кто ошибся? (мы должны проверить)
- А умеете вы проверять безударные гласные? (нет)
- Значит, какую учебную задачу перед собой поставим?
Учебная задача: Научиться правильно писать букву безударного гласного, подбирать проверочные слова)
III. Открытие нового способа действия.
- Групповая работа.
- Объединитесь в группы. Обсудите задание, версии всех участников группы. Версии надо фиксировать на листе бумаги (каждая группа получает лист А4 и фломастер)
Задание для первой группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: окно, звезда, метла.
- Подберите к ним слова, которые называют не один предмет, а много.
- Запишите эти слова в тетрадь парами.
- Сделайте вывод.
Задание для второй группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: слова, моря, поля.
- Подберите к ним слова, которые называютне много предметов, а один..
- Запишите эти слова в тетрадь парами.
- Сделайте вывод.
Задание для третьей группы.
Выполните задание.
План работы:
1. Прочитайте слова: звон, бег.
2. Подберите к данным словам однокоренные.
3. Запишите эти слова в тетрадь.
4. Сделайте вывод.
3.2. Предъявление результатов.
1 группа предъявляет результат: (К словам окно, звезда, метла мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много окна, звёзды, мётлы. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).
2 группа предъявляет результат: (К словам слова, моря, поля подобрали однокоренные слова слово, море, поле. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).
3 группа предъявляет результат: (К словам звон, бег мы подобрали однокоренные слова звонок – звонит, бегун – бежит. В этих словах безударный гласный пишется так же, как и ударный).
Каждая группа оценивает свою работу (тихо-шумно, дружно-ссорились, активность, слушание, все ли работали).
3.3. Общий вывод: Гласный в корне пишется одинаково под ударением и без ударенияю. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными, т.к. в них гласный ударный.
- Работа в парах
- Из элементов схемы, составить способ проверки написания слов с безударной гласной в корне.
Должна получиться такая схема:
Сформулируйте правило по схеме: Чтобы проверить безударную гласную на письме, нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным
- Отлично поработали! А насколько мы были близки к истине, проверим по учебнику.
- Работа с учебником. Самостоятельная работа.
- Прочитайте правило и проверьте свои предположения (стр. 140, 141)
- Теперь сможем писать слова с безударным гласным без ошибок?
V. Физминутка. (Ученики выполняют упражнения: О – головой, а – носом, и – локтями, е – ногами, я – глазами и т.д.)
VI. Первичное закрепление
6.1 . Работа в учебнике стр. 141, упр. 220. Самостоятельная работа.
6.2. Если у кого есть затруднения, то обратитесь к нашей схеме.
Взаимопроверка.
- Почему первые слова являются проверочными? (гласный в корне стоит под ударением).
VII. Контроль. Самостоятельная работа.
Учебник стр.142, упр.221 (Среди однокоренных слов найдите проверочное. Докажите свою точку зрения.) – устно, фронтально.
Перед вами алгоритм для проверки безударного гласного в корне слова. Восстановите последовательность этапов, пронумеровав их. В пустые квадратики вы должны записать цифры, что должно быть первым, вторым и т.д. Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
Подчеркиваем букву безударного гласного
Ставим ударение в слове
Обозначаем корень слова
Подбираем однокоренное слово или изменяем его форму, чтобы безударный звук стал ударным.
Пишу слово
Читаю слово
Сравните с эталоном:
1. Читаю слово … 2. Ставлю ударение. 3. Подчёркиваю букву безударного гласного. 4. Обозначаем корень слова. 5. Подбираем однокоренное слово или изменяем его форму, чтобыбезударный звук стал ударным. 6. Пишу слово. |
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
- Остальные постараются выполнить без ошибок домашнее задание.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Какую учебную задачу перед собой ставили? (найти способ проверки безударной гласной в корне слова.)
-Покажите, чему научились:
М..сты, з..лёный, к..за.
(желающие выбегают к доске и вставляют буквы)
-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?
(Лесенка успеха в тетради заполняется детьми.)
IX. Домашнее задание.
- Уч., с. 142, упр.223
- Найти загадки по теме урока (отгадка должна содержать безударный гласный, который можно проверить известным способом)
- Спасибо за урок!
Заключение.
Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организовала осознанное вхождение обучающихся в учебную деятельности. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляли ученики в ходе выстроенного учителем диалога. Поиск способов написания слов с безударной гласной в слове формировался в процессе групповой работы. При проведении самостоятельной работы использовала индивидуальную форму работы с учащимися.
На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют упражнения по алгоритму действия и определяют успешность найденного способа.
Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. В процессе рефлексии дети отвечали на вопросы: какую учебную задачу решали, какие способы открыли. Обучающиеся анализировали, где были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривали способы действий.
Домашнее задание дифференцированное.
Данный урок позволил поставить каждого ученика в роль «исследователя»; сделал процесс учения поисковым и творческим.
Список литературы
- Автайкина Т.О., Демчук Н.А. и др. «Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 20013.- 45 с.
- Автайкина Т.О., Демчук Н.А. «Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014.
- Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2класса – Изд.3-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа2100».)
4. СанПиН
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
6. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...
Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...
конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача : развитие орфографической зоркости у детей с задержкой психического развития....
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Закрепление" 2 класс
Урок-сказка, русский язык, 2 класс...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....