Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой: шагнём навстречу детям
материал

Кудашова Наталья Александровна

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А. Кудашова, учитель начальных классов

«Покровская СОШ» филиал МБОУ Степновская СОШ

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой: шагнём навстречу детям

Быть готовым к школе уже сегодня

 не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться.

Л. Вегнер

         Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

 Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

 Понятие преемственности трактуется в педагогике изначально на основе философского понимания этого термина. «Преемственность – это связь между различными ступенями развития познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода…»,  другими словами новое не отрицает старого полностью, а содержит в себе наиболее рациональную его часть.  

  И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России. Почему преемственность важна прежде всего на начальных ступенях образования - между детским садом и начальной школой? Ответ даёт возрастная психология: именно на этих ступенях «закладывается зона отдалённого развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей».

  В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звенья) приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития расставлены с учётом современной социальной ситуации, определены психологические и педагогические условия, цели и задачи реализации непрерывного образовательного процесса.

Таблица №1 «Задачи реализации непрерывного образовательного процесса»

На ступени дошкольного образования

На ступени начальной школы

1. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

1Формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Обеспечение эмоционального благополучия.

2. Подготовка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)

3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Формирование различных знаний об окружающем мире.

3. Стимулирование желания и умения учиться, подготовка к образованию в основном звене школы и к самообразованию.

5. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности в разных видах деятельности

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

6. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, людям, к себе, вовлечение в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

5. Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь в развитии не сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Таким образом, наше образовательное учреждение и детский сад «Чебурашка», разрабатывая договор о совместной работе по осуществлению преемственности, в качестве оснований выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности.
  4. Сформированность их творческого воображения.
  5. Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа “не навреди” и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Считаем важным заметить, что подготовка к школе в дошкольном образовании не должна сводиться к знакомству с программой первого класса и к формированию определённых знаний и умений, когда недооценивается значение игровой деятельности. Злоупотребление школьными технологиями может привести к физическим и психическим перегрузкам, негативно сказывается на здоровье дошкольников и их желании идти в школу. Для школы гораздо ценнее получить первоклассника с «горящими огоньком любознательности глазами», нежели этакого маленького «всезнайку-профессора» или «робота», для которого безвкусна и неинтересна жизнь и учёба в школе. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно добывать и применять их. 

Следовательно, мы считаем, ведущей целью подготовки к школе в дошкольном образовательном учреждении должно быть формирование у будущих первоклассников любознательности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и других качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

 Таким образом, перед воспитателем стоит задача – дать разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, подыскивая материал пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов чувств, а также для развития его наблюдательности за окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять здоровье.

Проанализировав ситуацию, коллектив учителей начальной школы и воспитателей детского сада, с помощью администрации, разработал план работы по осуществлению преемственности между «Покровская СОШ» и детским садом «Чебурашка».

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы, поэтому мы определили три основных направления обеспечения преемственности:

  1. Методическая работа.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с детьми.

Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  • адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;
  • психологическая готовность ребенка к школе;
  • задачи детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс. Это позволяет педагогам обменяться опытом, найти оптимальные методы и приёмы. При посещении занятий учитель знакомится со своими будущими учениками, а воспитатель делает вывод в каком направлении ему надо усилить работу.

Так, на этот год, были запланированы:

  • консультации на тему «Начальный этап адаптации к школе» (для родителей будущих первоклассников и воспитателей);
  • подготовка завучем справки по определению общего уровня развития первоклассников на окончание 1 полугодия (информацию предоставляет учитель);
  • Посещение занятий в ДОУ.

Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года:

  • Родительские собрания о подготовке ребенка в школу, об адаптации первоклассников, о развитии познавательных и творческих способностей;
  •  консультации для родителей;
  • создание банка данных о семьях воспитанников;
  • изучаются и анализируются мнения родителей об актуальности проблем преемственности.

Готовыми к школе должны быть не только дети, но и их папы и мамы. Родители тоже испытывают трудности в этот период жизни своих детей и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Часто они не готовы видеть своих детей повзрослевшими или предъявляют к ним завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных негативных переживаний, связанных с поступлением в школу.

По этому направлению коллективом педагогов и воспитателей запланированы:

  • Родительское собрание в ДОУ «Подготовка ребёнка к школе» (с приглашением учителя);
  • Встреча с родителями будущих первоклассников (совместная работа психолога школы и учителя начальных классов);
  • Сбор информации: списки первоклассников – выпускников ДОУ, создание банка данных о  семьях будущих школьников.

Работа с детьми строится с учётом следующих положений:

  • Значимость подготовки ребёнка к школе;
  • Значимость психологической готовности к школьному обучению;
  • Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов психологической готовности;
  • Формирование эмоционально положительного отношения к школе.

Большое внимание в дошкольном возрасте уделяется формированию социальных навыков. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнерского общения и делового взаимодействия.

Если говорить о физическом развитии, то здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст – это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребенку положения в пространстве (сидя, стоя и даже лежа). Эта свобода позволяет ребенку правильно развиваться физически. В школе ребенку трудно удерживать статичное положение. В связи с этим на начальном этапе школьного обучения педагогам порою необходимо разрешать детям выбирать удобное положение тела.

Развитие эмоционально-волевой сферы. Цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду ведётся целенаправленная работа по формированию у ребенка простейших навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности не по требованию взрослого, а по своему желанию и, чаще всего, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия детей в учебной деятельности. Причем, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают насущные проблемы, детям предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности, они активно работают в парах, переходит из детского сада в школу и проектная деятельность.

Развитие навыков познавательной деятельности наиболее эффективно проходит в период дошкольного детства. В группе имеются центры по развитию речи, сюжетно-ролевой игры, центр изодеятельности. И с каждым годом они становятся разнообразнее. Формирование учебных навыков перекладывается на школу. В детском саду формируются только элементарные навыки – это навыки организации рабочего пространства, навыки приведения в порядок рабочего места, навыки координации действий при работе с партнером.

Формы работы с детьми, выбранные нами, направлены на формирование у дошкольников позитивного отношения к школе:

  • экскурсии детей в школу;
  •  развивающие занятия;
  • совместная игровая деятельность с учениками первого класса;
  • совместные праздники, мероприятия дошкольников и младших школьников, направленные на повышение учебной мотивации;
  • посещение библиотеки, спортивного зала;
  • встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада;
  • психодиагностика мотивационной готовности к школе на начало и конец учебного года;

В этом направлении мы запланировали совместные мероприятия по темам: «Золотая осень», «Посвящение в первоклассники», «Зимушка-зима», «Весёлые старты». В мероприятиях участие принимают не только дети, но и взрослые – учителя, воспитатели, родители. Будущие первоклассники перенимают от старших товарищей способы поведения, манеру разговора. Они учатся быть школьниками. Учителю же это сотрудничество даёт возможность лучше узнать детей и выявить багаж, с которым они придут в первый класс.

Всё это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче. Считаем, что можно найти время, силы и средства, чтобы решать задачи преемственности, при тесном взаимодействии детского сада и школы. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит добиться положительных результатов в работе.

Литература:

  1. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М.Формирование мотивационной готовности к школьному обучению// Ребёнок в детском саду. №4. 2009. с. 8-13.
  2. Кобычева О., Косолапова Т. Шагнём навстречу детям// Ребёнок в детском саду. №2, 2007. с. 80-88.
  3. Кулаковская В.И. Ребёнок и школа// Ребёнок в детском саду. №5. 2008. с. 6-9.
  4. Немов Р.С. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1998. с. 97 -107, 192 – 203.
  5. Ребёнок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей. Мн.: БАДППР, 1994. с. 101-109
  6. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы – одно из условий обеспечения преемственности// Ребёнок в детском саду. №6. 2008. с. 16-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Преемственность начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.

Выступление на семинаре, посвященному вопросу преемственности в работе воспитателей детского сада (подготовительные группы к школе) и учителей начальной школы, набирающих первый класс....

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Выступление на семинаре по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями.

Тема семинара-практикума "Развитие учебной мотивации младшего школьника"....

Преемственность в воспитании и обучении между детским дошкольным учреждением и начальной школой

С данной презентацией учитель выступил на педагогическом совете АНО СОШ "Димитриевская"....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...