Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой: шагнём навстречу детям
материал
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.А. Кудашова, учитель начальных классов
«Покровская СОШ» филиал МБОУ Степновская СОШ
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой: шагнём навстречу детям
Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Л. Вегнер
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Понятие преемственности трактуется в педагогике изначально на основе философского понимания этого термина. «Преемственность – это связь между различными ступенями развития познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода…», другими словами новое не отрицает старого полностью, а содержит в себе наиболее рациональную его часть.
И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России. Почему преемственность важна прежде всего на начальных ступенях образования - между детским садом и начальной школой? Ответ даёт возрастная психология: именно на этих ступенях «закладывается зона отдалённого развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей».
В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звенья) приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития расставлены с учётом современной социальной ситуации, определены психологические и педагогические условия, цели и задачи реализации непрерывного образовательного процесса.
Таблица №1 «Задачи реализации непрерывного образовательного процесса»
На ступени дошкольного образования | На ступени начальной школы |
1. Приобщение к ценностям здорового образа жизни. | 1Формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними. |
2. Обеспечение эмоционального благополучия. | 2. Подготовка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.) |
3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. | |
4. Формирование различных знаний об окружающем мире. | 3. Стимулирование желания и умения учиться, подготовка к образованию в основном звене школы и к самообразованию. |
5. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности в разных видах деятельности | 4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. |
6. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, людям, к себе, вовлечение в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста). | 5. Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь в развитии не сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. |
Таким образом, наше образовательное учреждение и детский сад «Чебурашка», разрабатывая договор о совместной работе по осуществлению преемственности, в качестве оснований выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности.
- Сформированность их творческого воображения.
- Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа “не навреди” и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.
Считаем важным заметить, что подготовка к школе в дошкольном образовании не должна сводиться к знакомству с программой первого класса и к формированию определённых знаний и умений, когда недооценивается значение игровой деятельности. Злоупотребление школьными технологиями может привести к физическим и психическим перегрузкам, негативно сказывается на здоровье дошкольников и их желании идти в школу. Для школы гораздо ценнее получить первоклассника с «горящими огоньком любознательности глазами», нежели этакого маленького «всезнайку-профессора» или «робота», для которого безвкусна и неинтересна жизнь и учёба в школе. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно добывать и применять их.
Следовательно, мы считаем, ведущей целью подготовки к школе в дошкольном образовательном учреждении должно быть формирование у будущих первоклассников любознательности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и других качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Таким образом, перед воспитателем стоит задача – дать разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, подыскивая материал пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов чувств, а также для развития его наблюдательности за окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять здоровье.
Проанализировав ситуацию, коллектив учителей начальной школы и воспитателей детского сада, с помощью администрации, разработал план работы по осуществлению преемственности между «Покровская СОШ» и детским садом «Чебурашка».
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы, поэтому мы определили три основных направления обеспечения преемственности:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;
- психологическая готовность ребенка к школе;
- задачи детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс. Это позволяет педагогам обменяться опытом, найти оптимальные методы и приёмы. При посещении занятий учитель знакомится со своими будущими учениками, а воспитатель делает вывод в каком направлении ему надо усилить работу.
Так, на этот год, были запланированы:
- консультации на тему «Начальный этап адаптации к школе» (для родителей будущих первоклассников и воспитателей);
- подготовка завучем справки по определению общего уровня развития первоклассников на окончание 1 полугодия (информацию предоставляет учитель);
- Посещение занятий в ДОУ.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года:
- Родительские собрания о подготовке ребенка в школу, об адаптации первоклассников, о развитии познавательных и творческих способностей;
- консультации для родителей;
- создание банка данных о семьях воспитанников;
- изучаются и анализируются мнения родителей об актуальности проблем преемственности.
Готовыми к школе должны быть не только дети, но и их папы и мамы. Родители тоже испытывают трудности в этот период жизни своих детей и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Часто они не готовы видеть своих детей повзрослевшими или предъявляют к ним завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных негативных переживаний, связанных с поступлением в школу.
По этому направлению коллективом педагогов и воспитателей запланированы:
- Родительское собрание в ДОУ «Подготовка ребёнка к школе» (с приглашением учителя);
- Встреча с родителями будущих первоклассников (совместная работа психолога школы и учителя начальных классов);
- Сбор информации: списки первоклассников – выпускников ДОУ, создание банка данных о семьях будущих школьников.
Работа с детьми строится с учётом следующих положений:
- Значимость подготовки ребёнка к школе;
- Значимость психологической готовности к школьному обучению;
- Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов психологической готовности;
- Формирование эмоционально положительного отношения к школе.
Большое внимание в дошкольном возрасте уделяется формированию социальных навыков. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнерского общения и делового взаимодействия.
Если говорить о физическом развитии, то здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст – это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребенку положения в пространстве (сидя, стоя и даже лежа). Эта свобода позволяет ребенку правильно развиваться физически. В школе ребенку трудно удерживать статичное положение. В связи с этим на начальном этапе школьного обучения педагогам порою необходимо разрешать детям выбирать удобное положение тела.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду ведётся целенаправленная работа по формированию у ребенка простейших навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности не по требованию взрослого, а по своему желанию и, чаще всего, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия детей в учебной деятельности. Причем, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают насущные проблемы, детям предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности, они активно работают в парах, переходит из детского сада в школу и проектная деятельность.
Развитие навыков познавательной деятельности наиболее эффективно проходит в период дошкольного детства. В группе имеются центры по развитию речи, сюжетно-ролевой игры, центр изодеятельности. И с каждым годом они становятся разнообразнее. Формирование учебных навыков перекладывается на школу. В детском саду формируются только элементарные навыки – это навыки организации рабочего пространства, навыки приведения в порядок рабочего места, навыки координации действий при работе с партнером.
Формы работы с детьми, выбранные нами, направлены на формирование у дошкольников позитивного отношения к школе:
- экскурсии детей в школу;
- развивающие занятия;
- совместная игровая деятельность с учениками первого класса;
- совместные праздники, мероприятия дошкольников и младших школьников, направленные на повышение учебной мотивации;
- посещение библиотеки, спортивного зала;
- встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада;
- психодиагностика мотивационной готовности к школе на начало и конец учебного года;
В этом направлении мы запланировали совместные мероприятия по темам: «Золотая осень», «Посвящение в первоклассники», «Зимушка-зима», «Весёлые старты». В мероприятиях участие принимают не только дети, но и взрослые – учителя, воспитатели, родители. Будущие первоклассники перенимают от старших товарищей способы поведения, манеру разговора. Они учатся быть школьниками. Учителю же это сотрудничество даёт возможность лучше узнать детей и выявить багаж, с которым они придут в первый класс.
Всё это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче. Считаем, что можно найти время, силы и средства, чтобы решать задачи преемственности, при тесном взаимодействии детского сада и школы. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит добиться положительных результатов в работе.
Литература:
- Гладкова Ю.А., Баринова Н.М.Формирование мотивационной готовности к школьному обучению// Ребёнок в детском саду. №4. 2009. с. 8-13.
- Кобычева О., Косолапова Т. Шагнём навстречу детям// Ребёнок в детском саду. №2, 2007. с. 80-88.
- Кулаковская В.И. Ребёнок и школа// Ребёнок в детском саду. №5. 2008. с. 6-9.
- Немов Р.С. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1998. с. 97 -107, 192 – 203.
- Ребёнок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей. Мн.: БАДППР, 1994. с. 101-109
- Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы – одно из условий обеспечения преемственности// Ребёнок в детском саду. №6. 2008. с. 16-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Преемственность начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.
Выступление на семинаре, посвященному вопросу преемственности в работе воспитателей детского сада (подготовительные группы к школе) и учителей начальной школы, набирающих первый класс....
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....
Выступление на семинаре по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями.
Тема семинара-практикума "Развитие учебной мотивации младшего школьника"....
Преемственность в воспитании и обучении между детским дошкольным учреждением и начальной школой
С данной презентацией учитель выступил на педагогическом совете АНО СОШ "Димитриевская"....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...