Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
статья по теме
Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_dou_i_nachalnoy_shkoloy.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 225»
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
Подготовила
учитель Лаппо Л.А.
Новокузнецк, 2013
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольных образовательных учреждениях введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В свою очередь в общеобразовательных школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в коррекционных с 01.09.2012.
Пройдя апробацию в пилотных школах нашего города и в школах в РФ в целом, с 01.09.11г. во все общеобразовательные учреждения были введен новый ФГОС НОО. Учитывая, что отдельных нормативных документов по переходу на ФГОС для коррекционных ОУ не существует, а экспериментальных площадок на базе таких учреждений нет, коррекционным учреждениям был дан дополнительно год для подготовки к переходу на ФГОС. С 01.09.12г. в коррекционных ОУ введён ФГОС НОО II поколения ( также и в нашем ОУ).
Основным документам, обеспечивающим переход на ФГОС является ООП НОО.ООП коррекционных образовательных учреждений не включает раздел по организации внеурочной деятельности.
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение - начальная школа.
Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду.
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ И ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в «портрете выпускника ДОУ».
В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки - гарантия успешной адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Известно, что на ступени дошкольного, а точнее, предшкольного образования выражение личностной готовности к школе - сформированность «внутренней позиции школьника» и готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации. Безусловно, на этапе подготовки ребенка к школе важно создавать условия для принятия и осмысления нового социального статуса ученика. Ролевые игры «ученик-учитель», экскурсии в школу, совместные мероприятия дошкольников с младшими школьниками способствуют развитию школьной мотивации, высокому уровню адаптации к школе.
В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В первом классе задача учителя - поддержать и развить способность ребенка к самооценке. Очень часто учителя первых классов либо не ставят никаких баллов ученикам, отмечают только положительный результат, либо оценивают учащихся, не знакомя их с критериями, не предлагая согласовать отметки. И в том и в другом случае у детей не формируется навык самооценивания, не формируется адекватная самооценка.
Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Так, в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра - важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе. Игра остается основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.
Важное изменение в социальной ситуации развития ребенка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу связано с изменением коммуникативной среды взаимодействия. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает коммуникативными и речевыми компетенциями. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороны готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Занятия в школе предполагают постоянное взаимодействие со сверстниками и разными учителями.
К концу дошкольного периода заканчивается формирование произвольности поведения, что можно считать предпосылкой для формирования регулятивных учебных действий. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.
Отсутствие системы по развитию универсальных учебных действий в дошкольном учреждении находит отражение в известных проблемах школьного обучения: школьная неуспешность, несформированность школьной мотивации, низкая познавательная активность, отсутствие инициативы, трудности школьной адаптации.
Так называемые точки соприкосновения деятельности детского сада и школы опираются на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена всегда был ключевым в деятельности образовательного учреждения.
Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением федеральных государственных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования (на всех ступенях).
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей и т.п. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов, средств и форм она практически отсутствует.
Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
Ожидаемые результаты.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Дети в школе и в детском саду поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.
В соответствии с этими принципами в нашем учреждении была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.
Готовность детей к школе формируется в течение всего дошкольного детства в сотрудничестве воспитателей дошкольного отделения, психологической и логопедической службы, учителей школьного отделения. В подготовительной группе педагогами дошкольного отделения и начальной школы был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые явились заключительной частью всей работы педагогического коллектива по подготовке к школе:
– посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;
– информирование учителей начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;
– обзорная экскурсия по школе ( библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка);
– посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе;
– приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;
– посещение урока в первом классе;
– родительское собрание перед окончанием учебного года на тему: «Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».
В ходе реализации программы используются различные формы и методы обучения. Например, организация игры "в школу" после посещения детьми школьного класса, когда один ребёнок исполняет роль учителя, а остальные дети – учеников, сидящих за партами, учит детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.
Кроме занятий проводится работа по ознакомлению детей с новыми словами, чтение художественной литературы о школе, использовались дидактические игры ("Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", Звук потерялся", "В портфеле лежат...", "Что изменилось?", "Скажи, какие это часы", "Назови страны мира").
Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно разместить различную информацию, но и многие другие формы и методы работы:
– информационные листки;
– дневники взаимодействия с родителями;
– привлечение семей к участию в мероприятиях, выставках, экскурсиях;
– открытые занятия, проводимые специалистами и воспитателями;
– родительские собрания;
– индивидуальное общение педагогов с родителями на доверительной основе и взаимной заинтересованности в результатах работы.
По итогам последних 5 лет в начальную школу нашего ОУ поступает порядка 60-70% выпускников дошкольного отделения. Педагоги Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 225» руководствуются разработанными Моделями («портретами») выпускников в соответствии с ФГТ и ФГОС.
Модель выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Модель выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
-любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире);
-эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире;
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непреры...