Выступление на тему "Технология развивающего обучения как способ формирования прочных знаний обучающихся"
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся
Гаршина Александра Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 38
Сегодня современному педагогу необходимо думать о новых целях образования, которые должны быть направлены на формирование свободной, развитой, творчески мыслящей личности, имеющей стремление к общественному, а не только личному благополучию. ФГОС подчеркивает необходимость и важность данных принципиальных изменений задач и ориентиров педагогики в деле формирования особого отношения к обучающимся, а также использования в школьном обучении инновационных форм и методов, внедрения наиболее эффективных образовательных технологий.
Именно поэтому, в условиях преподавания школьных дисциплин в России все большую актуальность приобретает технология развивающего обучения. Главной целью развивающего обучения, что ясно уже по названию, является развитие личности ученика и его способностей как личности. А учебный процесс посредством развивающего обучения сориентирован на выявление и последующую реализацию потенциальных возможностей школьников [3, с.35].
Технология развивающего обучения - это обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидума.
Среди арсенала современных педагогических средств особое место занимает технология развивающего обучения, направленная на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Отличительной чертой данной технологии являются направленность на всестороннее развитие ребенка, активно-деятельностный способ обучения, вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи [1, с.70].
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Таким образом, в практике обучения в современной российской школе сегодня самыми распространенными можно назвать следующие технологии из сферы развивающего обучения:
- Проблемно-поисковые, когда перед учеником ставится проблема, которую он пытается решить.
- Технология исследовательской деятельности, когда учащиеся самостоятельно овладевают понятиями, способами решения задачи;
- Технология моделирования (учебная игра), когда моделируется сам процесс исследования реальной ситуации (ученики сами принимают решение в соответствии с правилами игры: их деятельность оценивается при анализе принятых ими решений).
4. Коммуникативно-диалоговые, построенные на проблемном методе и проведении дискуссии [2, с.133].
Применение технологии развивающего обучения на уроках математики в начальных классах
В современной школе все большую популярность завоевывает развивающий подход к организации обучения младших школьников. Заинтересованные учителя берутся за альтернативные действующему курсы математики и приобретают для класса учебники Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой и др. Однако, наблюдения на уроках по таким учебникам показывают, что учителя зачастую пытаются добиться усвоения детьми содержания выбранного курса математики со всеми его особенностями, применяя к нетрадиционному содержанию традиционную методику.
Основная задача обучения математике в начальной школе – обеспечение высокого развивающего эффекта учебной деятельности младших школьников. Овладение приемами счета, выполнения арифметических действий и решения задач рассматривается как обязательный результат начального обучения математике.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему», там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условиях и требовании.
Текст задачи – это рассказ о некоторых жизненных фактах. Например, «Петя пробежал 100 м, а навстречу ему…», «Мастер сделал за смену 20 деталей, а его ученик …» и т.д.
Умение ориентироваться в тексте математической задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. И заниматься этим можно и не только на уроках математики, но и на уроках чтения и изобразительного искусства. Некоторые задачи – хорошие темы для рисунков, хорошие темы для пересказа, а также если в классе есть уроки театра, то некоторые математические задачи можно инсценировать. Разумеется, все эти приемы: пересказ, рисунок, инсценировка – могут иметь место и на самих уроках математики. Таким образом, работа над текстами математических задач – важный элемент общего развития ребенка, элемент развивающего обучения.
Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.
В процессе решения каждой задачи и ученику, решающему задачу, и учителю, обучающему решению задач, целесообразно четко разделять четыре ступени: 1) изучение условия задачи; 2) поиск плана решения и его составление; 3) осуществление плана, то есть оформление найденного решения; 4) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Даже при решении несложной задачи учащиеся много времени тратят на рассуждения о том, за что взяться, с чего начать. Умелая помощь ученику, оставляющая ему разумную долю самостоятельной работы, позволит учащемуся развить математические способности, накопить опыт, который в дальнейшем поможет находить путь к решению новых задач.
Учитель должен постоянно помнить, что решение задач является не самоцелью, а средством обучения. Обсуждение найденного решения, поиск других способов решения, закрепление в памяти тех приемов, которые были использованы, выявление условий возможности применения этих приемов, обобщение данной задачи – все это дает возможность школьникам учиться на задаче.
Поэтому уже в младших классах школы при обучении математике (да и другим предметам) надо учить школьников наблюдениям, прививать им навыки исследовательской творческой работы, которые могут пригодиться в дальнейшем.
Таким образом, применение технологии развивающего обучения на уроках в начальных классах направлено на формирование прочных знаний, которые обучающиеся смогут применять в различных ситуациях. Это достигается за счёт понимания материала, применения знаний на практике, развития критического мышления и самостоятельности.
Список использованных источников
- Богатырева, Н.А. Технология развивающего обучения и ее разновидности применения в современной школе // Наука без границ. – 2017. – №8. – С. 70- 71.
- Максимова, Н.М. Технологии развивающего обучения как основа диалогового педагогического взаимодействия // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. – №17. – С. 130-134.
- Равнист, О.В. К вопросу о технологии развивающего обучения в учебном процессе // Развивающее обучение в современной школе. – 2017. – №5. – С. 35-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашних заданий в формировании прочных знаний на уроках математики
Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков дедуктивного мышления. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний ...
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике включают большой интересный ...
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся...
Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания
Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания....
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся
Использование технологии развивающего обучения в начальных классах....
Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся
В данной статье изложены разные взгляды на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны....
Способы формирования теоретических знаний по физической культуре у школьников
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, логически мыслить. Это является основой функциональной грамотности....