Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся
материал
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме:
«Сообщение на МО или семинаре, или педагогическом совете учителя начальных классов»
«Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся»
Романова Полина Александровна, ГБПОУ ВО «ГПК», учитель начальных классов
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и
учащихся
2) совокупность приемов, методов;
3) проектирование и организация процесса обучения;
4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
- вне деятельности нет развития;
- знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
- ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Условия достижения
- Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению – к действию;
- Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
- Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
- Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
- Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;
- Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Современный этап педагогической практики — это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:
- Использование специально отобранного дидактического материла
- Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
- Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
- Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
Организация развивающего обучения:
1. Психологический комфорт на уроке.
2. Творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого урока до последнего по теме.
3. Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности - общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
4. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются через существенные признаки учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.
5. Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности.
6. Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных - общенаучных и общепредметных понятий, ранее изученных тем.
7. В процессе образования, учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности.
8. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.
9. Контроль и анализ результатов образования по теме включают в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, анализ самого процесса деятельности на теоретическом, методологическом уровнях, а также составление заданий самостоятельно.
Список используемой литературы
1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения - М., 1998.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М.: Педагогика. - 1986.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...
Мастер-класс «Интерактивные технологии обучения как основа формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
Материал для проведения мастер-класса...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...
Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания
Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания....
Презентация «Технологии активного обучения как инструмент формирования функцио-нальной грамотности обучающихся в рамках ФГОС». Из опыта работы
В презентации представлен опыт работы по теме «Технологии активного обучения как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках ФГОС». Из опыта работы...
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся
Использование технологии развивающего обучения в начальных классах....