доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
статья по теме
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_d.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания . В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний , умений и навыков , нужно научиться приобретать все в большем объеме , уметь анализировать , сравнивать , отбирать нужное , обобщать .Но самое главное в современном динамично развивающимся информационном обществе нужны даже не столько сами знания , сколько умения добывать их и умения самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни , во всевозможных реальных ситуациях .
Если ранее результат обучения и воспитания оценивался по действиям ученика – «послушал» , « записал» , « прочитал» , « выполнил» , « решил – умница» , « не выучил -2» , то сейчас педагог должен учитывать внутреннюю сторону поведения школьника , раскрывающую сам процесс познания . Нужно проанализировать почему один ученик слушает и понимает , а другой с трудом улавливает о чем идет речь.
Для достижения положительных результатов современный учитель одной из первых целей ставит развитие познавательной активности обучающегося на уроке и во внеурочное время . Ведущую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения и при. Применение педагогических технологий , активизирующих творческие познавательные способности обучающихся . Становление учебно-познавательной деятельности обучающихся- один из основных факторов обучения стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающегося , направленная на поиск решения возникшей проблемы , ситуации.
Проектная деятельность – это процесс работы над учебным проектом , процесс достижения намеченного результата в виде конкретного « продукта». Ученическое проектирование становится все более популярной формой организации творческой активности обучающихся. Включая младшего школьника в проект можно сформировать у них следующие умения :
- определять цель деятельности ;
- планировать свою деятельность ;
- выполнять действия и операции;
- соотносить результаты деятельности и ее цели;
- контролировать свои действия ;
- выполнять мыслительные операции , проводить наблюдения и ставить эксперименты .
- строить простые модели явлений окружающего мира.
- анализировать и отбирать нужную информацию .
- доказывать т.е. логически мыслить и рассуждать , а также противостоять ( при защите роекта)
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно – коммуникативных технологий , без которых уже не мыслимы любые виды деятельности. И для того , чтобы
Адаптироваться в жизни , ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию , добыванию необходимых знаний и умений , приобретению навыков.
Проектную деятельность можно начинать с первого класса . Предложите ученикам творческое задание : «На что похожа буква» и вы увидите , что первоклассники станут настоящими исследователями , ведь для того , чтобы ответить на вопрос , им придется внимательно осмотреться вокруг , сравнивать ,найти сходство , спросить у родителей и , наконец , создать «продукт» - рисунок предмета , похожего на букву.
Совместно с детьми можно проводить следующие проекты :
« На что похожа буква»
« Кто такие кошки»
«Дневник здоровья»
«Моя первая книжка – малышка»
« Словари – наши помощники»
«Если хочешь быть здоров»
« Какой я хочу видеть школьную форму»
«Герои моего народа»
« Открытка – что это ?»
« Аппликация – увлекательнейший мир»
В рамках проектов можно проводить индивидуальные исследования с детьми на темы «Витамины» , « Отчего зависит правильная осанка?» и др.
К организации проектной деятельности с детьми нужен особый подход. Учителю нужно самому перестроиться , научиться обучать «по-новому» , не бояться трудностей .Дети должны « идти рядом» , а « не позади». Истину нужно искать вместе с учениками , а не преподносить ее в готовом виде.
Структура мыслительной деятельности обучающихся при решении проблемы методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика. Главная задача педагога – не инструктирование участников проекта , а направление, содействие поиску. Важным этапом при создании проекта является выбор темы . Тема должна быть интересна ребенку , выполнима , решение ее должно быть полезно участникам проекта.
Как выработать у ребенка стремление к самостоятельному исследованию ?
Удачными моментами для такой работы в начальных классах являются те . где есть возможность перевести ученика из пассивного слушателя и исполнителя в активного участника :
- уроки с организацией группового взаимодействия ;
- практические работы ;
-игровые виды деятельности;
- наблюдения в ходе экскурсий
А также создание на уроке или во время проведения внеклассных мероприятий ситуаций , при которых ребенку захочется « узнать» , « выяснить» , « найти» , « творить».
Метод проектов представляет собой развитие проблемного обучения , основывается на разработке и создании обучающимися под контролем учителя и родителей навыка « продуктов» в рамках проекта . суть его заключается в том , что обучающиеся в процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы , что очень важно для формирования компетенций .
В процессе работы над проектом ребенок учится преодолевать трудности , проживает конкретные ситуации , приобщается к социальным явлениям , учится брать на себя ответственность , участвует в совместном принятии решений , приобретает навык письменного и устного общения , создает новые объекты и т.д.
Проектирование используется не только на уроках , но и во внеурочное время , в воспитательной работе с классом . Все стадии работы над проектом , как при исследовании , предусматривает сбор , обработку и отбор информации с целью создания продукта.
Китайская мудрость гласит : « Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
Модернизация российского образования состоит в его содержательным и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций , необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности современный учитель стремится к тому , чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми , свободно владели информационными технологиями были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания , умения , способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна быть не система знаний умений и навыков , а набор ключевых компетентностей.
ДОКЛАД НА ТЕМУ « ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
МОУ «ООШ № 91»
ЗАКАТИМОВА Т.В.
2012-2013 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации, структуру...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...
Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности
Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность...