Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся
статья

Стремлина Елена Анатольевна

В данной статье изложены разные взгляды  на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений

и предупреждение перегрузки обучающихся

«Нам учитель задает с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет».  А ведь недалека от истины эта шутливая песенка, когда утверждает приоритет домашних заданий.

Хорошо, что это стало нас тревожить. Наконец наша педагогическая общественность начинает глубоко осознавать тот колоссальный вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объема школьник чисто физически сделать не может. Он просто не в состоянии успеть за вечер подготовить все то, что ему задали его учителя. Но дело здесь не только в объеме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, это еще полбеды, но и ужасно нудно. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно? Оценку здесь я не имею в виду. Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования домашние задания превращаются в прямую их противоположность. Не случайно иные педагоги ратуют за то, чтобы домашние задания вообще отменить. Сторонники такого решения проблемы утверждают, что домашние задания даются потому, что учитель не справляется со своими обязанностями на уроке и, стремясь компенсировать это, задает большое домашнее задание еще в «воспитательных» целях. Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объемом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного-двух – пять-шесть упражнений.

А часть учителей считает, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. А кому не известна какая-то даже трогательная уверенность большинства учителей в том, что именно их предмет самый важный? Вот и получается, что, ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

Практика увеличения домашнего задания, какими бы благими намерениями она ни диктовалась, по сути своей, порочна. Точно так же и полная отмена домашних заданий представляется тоже неправомерной. Но перечисленные выше точки зрения, и право- и лево-крайние, все же не являются доминирующими в учительской среде.

Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, странички, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторенье – мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. А коли так, то опять же, если и задашь чуть больше, то это совсем не страшно.

Такой подход к домашнему заданию столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе, а следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу.

Однако продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку.

Итак, от домашнего задания отказываться все же не следует. Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, и все его положительные стороны не замедлят проявить себя. Например, такие:

во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала;

во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;

в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее;

в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;

в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания;

в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива;

в-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Домашние задания – это не просто задания по конкретным предметам (хотя и они тоже есть), а принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. «Пересказывать содержание книги – занятие неблагодарное. Необходимо по-новому взглянуть на привычные вещи, критически пересмотреть собственный опыт...». И действительно, работа учителя лишь тогда будет результативной, тогда станет источником удовлетворения и радости для нас и наших учеников, когда мы, учителя, отбросив многие застарелые привычки и ветхие педагогические догмы, начнем работать творчески, будем в постоянном поиске, а не в состоянии благодушной уверенности в уровне своего педагогического мастерства. Творчество учеников ни в классе, ни дома без творчества учителя невозможно! Об этом нам нельзя забывать.

На что следует обращать внимание обучающихся, давая задание на дом?

Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду?

Мотивация.

В значительной мере от мотивации школьников, ориентирующей их на самостоятельное регулярное выполнение домашних заданий, зависит педагогическое воздействие таких заданий. При сообщении домашнего задания встает вопрос: на какие потребности, привычки, склонности, интересы моих учеников должен я обратить внимание? Конечно, не всегда следует подробно обосновывать каждое предлагаемое домашнее задание.

Особые меры для мотивации необходимы тогда, когда у школьников возникают сомнения в целесообразности этого задания; если отсутствует прилежание и тщательность выполнения домашней работы; если ставится новое и непривычное для школьников задание. Последнее, как правило, относится к заданиям, рассчитанным на длительное время. Такая необходимость существует на всех ступенях обучения, но, в общем, возрастает от начальных к старшим классам.

Правила мотивации урока и домашнего задания одни и те же.

Если речь идет о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы.

Важным является воспитание в школьниках чувства ответственности за успех урока. Сильным мотивирующим фактором может быть понимание учащимися, что от качества их домашней работы (аргументации проблемной дискуссии, доклада) зависит, достигнет ли урок намеченной цели. Это также отвечает часто недооцениваемой потребности школьников в доверии и ответственности.

Едва ли возникнет необходимость в мотивации, если выполнение задания уже рассчитано на специальные интересы или способности учащихся.

То, что относится к уроку, справедливо и для домашнего задания.

Сделать общественно необходимое личностно значимым для школьников – одна из интереснейших задач педагогики.

Убедиться, что все учащиеся поняли задание.

Если школьники должны выполнить свое домашнее задание самостоятельно, то есть без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания.

Многие учителя стараются удостовериться, что все школьники, в том числе и «мечтатели», и отстающие, поняли, какое задание они должны выполнить дома. Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения.

Конечно, излишняя детализация при разъяснении домашнего задания, направленного на развитие творческих способностей учащихся, не рекомендуется. Если на уроке придается большое значение сознательной, самостоятельной и творческой работе школьников, то совершенно естественно создаются и благоприятные условия для самостоятельного выполнения сложных домашних заданий.

Планирование урока и домашнего задания неотделимо друг от друга.

Планирование домашних заданий – необходимая, составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него.

«Если учитель дал задание на дом, он должен его проверить. Если  заранее дал практическую или экспериментальную работу, ученики должны иметь возможность сообщить на уроке о ее результатах.

Подведём итоги:

При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся.

Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.

Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание дает этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех, и других научить самостоятельному познанию.

При подготовке домашнего задания выясните, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.

Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива.

Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

Отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития таких качеств личности, в воспитании которых возможности домашнего задания особенно велики. Чрезмерный объем домашних заданий может научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобрести отрицательные привычки, мешающие учебе, обманывать.

Рекомендации по дозированию домашнего задания.

Необходимо:

– на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;

– осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

– предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

– включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;

– осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

– проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

– давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

– при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

– систематически проверять домашнюю работу учащихся;

– учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:

Памятка

КАК РАБОТАТЬ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

При проведении опроса:

– соблюдать доброжелательное отношение, снизить темп опроса, дать возможность таким ученикам дольше готовиться у доски, дать план ответа;

– использовать наводящие вопросы, которые помогут последовательно излагать материал;

– специально создавать ситуацию успеха при опросе слабоуспевающего ученика.

При изложении нового материала:

– чаще обращаться к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

– привлекать учащихся в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;

– чаще привлекать слабоуспевающих учеников к беседе в ходе проблемного изложения знаний, к формированию выводов и обобщений.

При организации самостоятельной работы:

– разделить сложные задания на дозы, подразделы, этапы;

– при оказании помощи слабоуспевающим в выполнении заданий начинать с наименьших доз помощи, постепенно конкретизируя ее; например, сначала просто указать аналогичное задание, выполняемое ранее, затем напомнить основной подход к его выполнению и лишь в случае невозможности и при такой помощи выполнить задание; указать более конкретные задания, правила, формулы, которые надо вспомнить для решения задачи;

– внимательно наблюдать за деятельностью школьника, выявлять типичные затруднения и ошибки в работе слабоуспевающих.

При организации самостоятельной работы дома:

– специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий;

– более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;

– давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

– давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы;

– необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.

Литература:

Фещенко Т.С. «Современный педсовет: руководство к действию», УЦ «Перспектива»,М.2010

Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе», М.2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов...

Роль домашних заданий в формировании прочных знаний на уроках математики

Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков дедуктивного мышления. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний ...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, ...

Сообщение "Домашнее задание как средство формирования прочных учебных компетентностей обучающихся"

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности...

«Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация. Предупреждение перегрузки обучающихся»

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Как утверждают специалисты-психологи, для запомин...

Выступление «Предупреждение перегрузки обучающихся»

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебные занятия следует начин...