Проект
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мнемотехника как эффективное средство развития читательской грамотности уобучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель начальных классов
Иргалина Е.Б.
Нижневартовск, 2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА………………….……………3
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………………………………...5
3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………………..6
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….11
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………………….11
6.ПАРТНЕРЫ………………………………………………………………………………….12
7.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………….13
8.КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………….…15
9.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………..…………………………18
10.ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ……………………………………...19
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….20
12.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..21
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Учить ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
От обучения чтению к чтению для обучения, это важный посыл Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.
Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для МБОУ СШ № 8, в связи с увеличением в начальной школе количества детей данной категории. Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения, которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Имея в опыте работы большое количество приемов и методов, технологий формирования грамотности чтения и смыслового чтения, я столкнулась с тем, что они не всегда эффективны в работе с особенными детьми.
К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие произведения, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они без помощи педагога и специальных коррекционных приемов не могут овладеть чтением. Испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемоническая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. С такими детьми использую технологию мнемотехники позволяющую развить общие способности детей с ограниченными возможностями здоровья без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптирую их к учебному процессу, а также учу применять рациональные приемы обработки информации, подбираю индивидуальный «ключ» запоминания для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, рассматриваю возможность применения мнемотехникис обучающимися с ОВЗна различных уроках в начальной школе.
Новизна данного опытазаключается в том, что приёмы чтения адаптированы для обучающихся с ОВЗ. И позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы, как на уроках, так и во время коррекционных занятий.
Данные материалы актуальны и направлены на отработку основ читательских умений, обучающихся с ОВЗ.
Материал преподносится небольшими частями, с использованием мнемосхем,интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала, мнемосхем поможет внести оживление в сложный процесс чтения.
Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая техника способствуют эффективному изучению и формированию функциональной грамотности младших школьников.
Из общей массы читательских умений выделяю несколько ключевых умений, которыми обязательно должен овладеть обучающийся с ОВЗ, для успешного обучения в основной школе:
- Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.
- Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение воспринимать образ – персонаж.
- Умение видеть авторскую позицию.
- Умение осознать идею произведения.
Для определения уровня сформированности читательских умений обучающихся, педагогами нашей школы апробирована и используется таблица, позволяющая отслеживать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и выявлять проблемные зоны обучающихся, определять на каком уровне в данный момент находится ребенок и корректировать его индивидуальный образовательный маршрут (Таблица№ 1).
Родители знакомятся с результатами сформированности читательских умений обучающихся на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, где им даются рекомендации по оказанию помощи детям.
Используя прием мнемотехники в системе, я отмечаю, что у детей с ОВЗ повысилась мотивация, активизировалась познавательная деятельность, есть динамика в развитие речи. У детей появилась вера в себя и свои возможности.
В будущем планирую продолжить работу в данном направлении.
Практическая значимость работы в том, что представленные в ней материалы могут быть использованы для повышения эффективности коррекционной работы учителей, логопедов, дефектологов по развитию читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: формирование основ читательской грамотности с помощью приемов мнемотехники у обучающихся начальной школы с ЗПР.
Задачи:
- изучить опыт применения мнемотехники для формирование основ читательской грамотности;
- провести диагностику для выявления уровня развития познавательных процессов и основ читательской грамотности обучающихся;
- определить показатели эффективности использования мнемотехники в развитии основ читательской грамотности у детей с ЗПР;
- апробировать применение мнемотехники в учебном процессе.
Для решения поставленных задач мною использовались следующие
методы исследования:
- изучение и анализ литературы, передового опыта по проблеме;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- анализ и обобщение результатов исследования.
Данный проект является логическим звеном в общей системе моей работы, обеспечивающей формирование ключевых базовых компетенций у обучающихся с ЗПР с использованием возможностей современных образовательных технологий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
На первом этапе своей работы я изучила теоретический материал, приняла участие в методическом совете, изучила опыт коллег по применению мнемотехники в работе с детьми с ЗПР.
Ведущим понятием моего педагогического проекта являются: читательская грамотность, читательская компетентность, мнемотехника.
Необходимо отметить, что скорость чтения – одно из важных условий успешности обучения детей. В настоящее время техника чтения не оценивается, но есть нормативы, которыми дети овладевают на разных этапах обучения. Детям с ограниченными возможностями здоровья довольно сложно приблизиться к нормативам, часто наблюдается заметное отставание.
Ведь чтение является одним из основных способов коммуникации. В связи с этим трудно переоценить роль чтения для учащихся, как с нормальным развитием, так и с особенностями развития. Одной из ключевых компетенций, формируемых в рамках Федерального Государственного стандарта начального общего образования, является читательская компетенция.
Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированную духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. На основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации происходит развитие общих способностей детей, интеллектуальная и психофизическая подготовка к урокам. Для лучшего запоминания учебного материала детьми, мною был выбран прием - мнемотехника.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала.
- Это: многократное чтение текста;
- многократное повторение вслух;
- переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов);
- перерисовка иллюстраций из учебников;
- организация учебного процесса в виде игры;
- создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала. И многие другие, знакомые нам со школы методы.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными, последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяется для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях, используется для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Использование мнемотехники для детей с ЗПР младшего школьного возраста становится все более актуальным.
На основе изученного опыта, мною были составлены мнемосхемы для работы с особенными детьми на уроках чтения и русского языка:
- «Русские народные сказки»;
- «Загадки»;
- «Скороговорки»;
- «Стихи»;
- «Словарные слова».
На уроке окружающего мира составила мнемосхемы по темам:
- «Времена года»;
- «Расскажи – ка»;
- «Алгоритм описания предмета или объекта природы».
На уроке математики для работы с детьми ЗПР предлагаю мнемосхемы:
- «Состав числа»;
- «Перекодирование чисел в образы»;
- «Математические задачи».
На уроке технологии и изобразительного искусства:
- «Алгоритм работы»;
- «Техника безопасности, при работе с ножницами, клеем, пластилином».
Совместно с психологической службой школы я провела комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированности психических способностей обучающихся своего класса. ( Таблица 3)
По результатам диагностического исследования и изученного опыта мною был выстроен план реализации комплекса мнемотаблиц, который применялся на различных уроках. Я обратила внимание, что использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогают младшим школьникам: развивать и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную, долговременную), развивать логическое мышление, развивать воображение, развивать ориентировку в пространстве и на плоскости, развивать моторику рук, развивать учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе, самостоятельность), внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться. Обладание этими умениями повысит ребенку с ОВЗ уровень успешности в школе.
На уроке литературного чтения я использую как готовые схемы, так и авторские (изготовленные мною или детьми). Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность изложения рассказа, лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Данный приём мнемотехники я использую в словарной работе с детьми, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется.
(Приложение 1)
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности.
(Приложение 1)
Данный приём я использую при работе со скороговорками. Работа со скороговорками происходит по определённому алгоритму.
(Приложение 1)
Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.
Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, для обогащении словарного запаса, составлении рассказов и т.д.
Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно давать ребёнку готовую план-схему, а по мере обучения он сам активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета. Ребенку нужно посмотреть на таблицу, затем учитель расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.
И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует не на правильном построении предложений, а на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательности:
- Чтение и обсуждение текста
- Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
(Приложение 1)
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблицу детей с ЗПР:
- развивается творческая способность;
- расширяется словарный запас;
- появляется желание пересказывать.
И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении педагогами и родителями, помогут в развитии читательской компетенции с ЗПР.
Работа с родителями.
Для родителей регулярно провожу индивидуальные консультации по составлению мнемотаблиц, мастер-классы, собрания, на которых оказываю индивидуальную помощь в работе с каждым ребенком, рекомендую использовать памятки и материалы по темам:«Роль мнемотаблиц в формировании читательских компетенций младших школьников», «Что такое мнемотехника и зачем она нужна». Чтобы работа стала системной, необходима кропотливая ежедневная деятельность и контроль ее качества.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК
Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2022 по 2026 год
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы | Направления работы |
I этап подготовительный (июнь - август 2022 год) | Изучение теоретического материала по проблеме. Прохождение курсов, семинаров. Участие в заседаниях форсайт – центра и т.д. Изучение опыта коллег по применению ряда эффективных упражнений по формированию читательской грамотности в работе с детьми с ЗПР. |
II этап основной (сентябрь2022- апрель 2026 год) | Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта. Проведение психолого – педагогической диагностики обучающихся Диагностика. |
III этап заключительный (март-май 2026 год) | Итоговая диагностика Подведение итогов Оформление результатов Представление опыта |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. РЕСУРСЫ.
Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:
учитель начальных классов;
педагог – наставник;
педагог- психолог;
учитель-логопед;
дефектолог.
Материально-технические ресурсы:
компьютер,
проектор,
видеокамера,
цифровой фотоаппарат,
канцелярские принадлежности,
методическая литература по проблеме,
мнемотаблицы.
Нормативно-правовые
1.Конвенция ООН о правах ребёнка.
2.Конституция РФ.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №8» на 2021-2025 годы.
ПАРТНЕРЫ. ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
На местном уровне сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и иными организациями осуществляется:
посредством договора о сетевом взаимодействии между МАДОУ№10 «Белочка»-МБОУ «СШ№8»- БУПО ХМАО-ЮГРЫ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»;
посредством договора о сотрудничестве: БУ «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр», городская библиотека №4, региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития;
через электронную почту, сайт школы, обеспечивающий открытость работы образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет, взаимодействие и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей; распространение педагогического опыта участников образовательного процесса;
обмен опытом работы на методических семинарах, заседаниях городских методических объединений учителей-предметников, педагогических чтениях.
Включение в глобальное образовательное сообщество осуществляется через участие:
в виртуальных педагогических сообществах;
на городских методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства;
участие школьников в дистанционных олимпиадах;
участие в муниципальных, областных, всероссийских творческих конкурсах, проектах.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.
Проект рассчитан на различных субъектов образования: обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, их родителей(законных представителей), педагогов.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Задача 1. Изучить опыт приемов, методов и стратегии современных педагогических технологий для развития основ читательской грамотности учащихся с ЗПР . | |||
Изучить опыт | |||
Участие в работе методического совета «Артикуляционная гимнастика и речевые игры по коррекции дефектов произношения у детей с ОВЗ» | апрель 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Участие в семинарах, конференциях, вебинарах | в течение всего периода | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Задача 2. Провести комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированностиоснов читательской грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | |||
Подобрать соответствующий инструментарий для диагностики | август 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Провести диагностику уровня развития навыков чтения путем стартовой диагностики; | сентябрь 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Проанализировать уровень развития навыков чтения. | октябрь 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Сформировать банк методических материалов для использования на уроках в начальной школе | октябрь ноябрь 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Разработать мониторинг эффективности использования мнемотехники в развитии читательских способностей школьников с ЗПР | ноябрь 2022 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Осуществлять мониторинг эффективности использования мнемотехники | в течение учебного года | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Задача 4. Апробировать применения мнемотехники в развитии читательских способностей школьников с ЗПР посредством включения в целостный педагогический процесс | |||
Систематизация опыта использования мнемотехники | декабрь 2022 сентябрь 2024 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Размещение методических материалов на сайты педагогических сообществ | январь 2022- декабрь 2026 | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Организация участия обучающихся и педагога в конкурсах, способствующих развитию читательских способностей обучающихся. | в течение 2022-2026 годов | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Представление опыта работы в рамках деятельности региональных ресурсных центров по работе с детьми, имеющими особенности развития | в течение 2022-2026года | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина | |
Оказание индивидуальной консультационной и методической помощи родителям. | в течение 2022-2026 года | Учитель начальных классов Е.Б. Иргалина |
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Критерии эффективности проекта с точки зрения полученных промежуточных результатов подтверждаются следующими показателями:
1.Положительная динамика сформированности внимания, памяти, мышления.
2.Повышение уровня мониторинга читательских способностей школьников.
3.Положительная динамика сформированности мотивации к читательской грамотности обучающихся с ЗПР.
4.Заинтересованность в значимой деятельности у школьников, родителей.
Показатели уровня сформированности основ читательской грамотности
обучающихся с ОВЗ до и после реализации проекта.
Проверка навыка чтения в 1Г за 1 четверть 2022-2023 учебного года
Таблица 1
Проверка навыка чтения в 1Г за 2 четверть 2022-2023 учебного года
Таблица 2
Положительная динамика в мониторинге навыков чтения составляет:
- понимание прочитанного 8%;
- способ чтения
- по буквам - 8%,
- по слогам - 16%,
- целыми словами - 8%;
- правильность чтения - 8%;
- приблизился к норме темп чтения у – 16%,
выше нормы читает 8%.
(Диагностический комплекс для оценки развития познавательной деятельности ребенка, автор Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Таблица 3
Уровень сформированности внимания (концентрация) обучающихся с ЗПР
№ | Название показателей | До проведения эксперимента (1 класс (2 год обучения), %, | Промежуточные результаты эксперимента (1 класс (2 год бучения), %, |
1. | Высокий уровень | 0 | 0 |
2. | Ближе к среднему уровню | 8 | 17 |
3. | Низкий уровень | 91 | 83 |
Положительная промежуточная динамика сформированности внимания (концентрации) обучающихся с ЗПР составила 9%.
Таблица 4
Уровень сформированности памяти (зрительная, слуховая) обучающихся с ЗПР
№ | Название показателей | До проведения эксперимента 1 класс (2 год обучения), %, | Промежуточные результаты эксперимента 1 класс (2 год бучения), %, | ||
1. | Высокий уровень | зрительная | слуховая | зрительная | слуховая |
0 | 0 | 0 | 0 | ||
2. | Средний уровень | 18 | 8 | 24 | 15 |
3. | Низкий уровень | 82 | 92 | 76 | 85 |
Положительная промежуточная динамика сформированности слуховой памяти обучающихся с ЗПР составила 6%, зрительной памяти – 7%.
Таблица 5
Уровень сформированности мыслительных операций (общая осведомленность) обучающихся с ЗПР
№ | Название показателей | До проведения эксперимента (1 класс(2 год обучения), %, | Промежуточные результаты эксперимента (1 класс (2 год бучения), %, |
1. | Высокий уровень | 0 | 0 |
2. | Ближе к среднему уровню | 0 | 20 |
3. | Низкий уровень | 100 | 80 |
Положительная промежуточная динамика сформированности мыслительных операций (общей осведомленности) обучающихся с ЗПР составила 20%.
Таблица 6
Количественные показатели участников педагогического проекта
Год | Участие педагогов в педагогическом проекте | Участие родителей в педагогическом проекте | Активное участие обучающихся в педагогическом проекте |
2022-2023 | 1 | 3 | 5 |
Сравнительный анализ выявил, что в ходе реализации проекта увеличилось количество педагогов и родителей, самих обучающихся имеющих стремление наиболее успешно выполнять мнемотаблицы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию основ читательской грамотности обучающихся с ЗПР посредством мнемотехники являются положительные изменения в учебной мотивации, достижении требований к уровню подготовки обучающихся с ЗПР, предусмотренным федеральным образовательным стандартом начального общего образования, ростом результативности умение использовать механизмы и средства применения мнемотаблиц.
Реализация настоящего проекта должна привести к созданию условий для более гармоничного развития обучающихся с ЗПР в начальной школе, способствовать более качественным достижениям образования «особенных» обучающихся, их успешной социализации в современном мире.
Систематически совершенствуя учебный и воспитательный процессы, разрабатываю интересные формы дидактического материала. Систематически совершенствуя учебный и воспитательный процессы, разрабатываю интересные формы дидактического материала, создаю ситуацию успеха, обеспечиваю постоянный интерес к изучению преподаваемых предметов, формирую у обучающихся элементарные умения и навыки, которые помогают им адаптироваться социуме. Это позволяет добиваться устойчивых результатов.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
- разработка методических рекомендаций по использованию мнемотехники на уроках в начальной и основной школе;
- привлечение учителей начальных классов с целью преемственности использования данной технологии;
- разработка и реализация комплекса мер для активизации родителей в работе по проекту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Козаренко А.В. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. Москва, 2007.
- С.В. Трифонова. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ в начальных классах.
- Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Лекции по психологии. – М. :Владос, 2019. – 234 с.
- Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов. – М. : Школа рационального чтения, 2016. – 173 с
5. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М. :ДиректмедиаПаблишинг, 2015. – 717 с.
6. Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. – М. :Рипол Классик, 2014. – 416 с.
7. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – М. : Сфера, 2015. – 345 с.
8. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АНО «Пэб», 2018. – 718 с.
9. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8155/Прохина
10. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14638/1/2020Porotnikova
11. https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/03062020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....