Выступление на семинаре по теме "Организация учебно - воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО (из опыта работы)"
материал

Бариева Сулпан Тахиевна

Организация учебно - воспитательного

процесса в условиях перехода на ФГОС НОО

(из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl_pedsovet.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно - воспитательного

процесса в условиях перехода на ФГОС НОО

(из опыта работы)

 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Л. Н. Толстой

Свое выступление хочу начать со слов Виктора Кубанева

«О новом можно говорить только по – новому.»

В. Кубанев

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе  30  лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России, по развив обучению Эльконина-Давыдова,  а в данный момент третий год обучение веду по Образовательной программе « начальная школа 21века».

Одним из основных направлений модернизации современной школы стало

введение ФГОС нового поколения

Чтобы обеспечить его успешность,  все учителя нач классов  прошли необходимую курсовую подготовку. Самостоятельно изучили проект  и ФГОС, его концепцию, требования, учебный план,  сборник рабочих программ и образовательную программу ОУ, новые требования Санпина и систему учебников. 

Я начала свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности;

- проведения родительских собраний и консультаций с родителями

первоклассников по введению ФГОС;

- организации диагностической работы, проведения входных диагностик.

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает

новую роль учителя, а также использование «других», адекватных новым

требованиям технологий, форм и методов обучения. Учитель теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни. Я придерживаюсь мнения, что учитель – мобильный человек, он готов работать по – новому, особенно тогда, когда он видит, что это приносит реальную  пользу детям. Осваивая системно - деятельностный метод, педагоги меняются сами. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и жизненный опыт, и освоенный деятельностный инструментарий становится помощником им в работе и в жизни.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться.  Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно  путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я выбираю эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю  авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.

Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Опыт первых месяцев внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что

наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, ведут наблюдения, говорят об охране природы и способах её сохранения. Мы разучиваем с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, Они охотно

включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать,

ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

В течение всего учебного года проведён ряд родительских собраний, где

обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочнойдеятельности – творческие работы учеников.

В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.        Использую  задания:

с наличием образца выполнения;

со вспомогательными вопросами;

с инструкциями;

с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.

Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности..

Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.

Особенности групповой работы.

Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.

Каждая группа получает своё, определенное задание.

Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

Состав групп  меняется

Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.

Главное – это управляемый и направляемый процесс.

В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос,  смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)

Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить  способы достижения этой цели;

групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.  То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем  строить отношения с другими людьми;

В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время Развитию одарённости обучающихся  способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей,  качественному усвоению знаний. Процесс планирую  так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Активное участие принимают мои ребята в краевых, городских, районных и школьных научно-практических конференциях,   конкурсах.

Несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Изучив специальную литературу, работу решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и работать с учащимися вне уроков, а элементы этих упражнений включать в урок.

Наша школа годами ранее стала краевой экспериментальной площадкой по теме «Становление социально-профильной практики в процессе имитационного моделирования» Инновацией в данном направлении, да и вообще в работе, является использование метода имитационного моделирования. Технология имитационного моделирования (ТИМ) является одной из недавно возникших. Ценность её в том, что она вбирает в себя наиболее эффективные методики других технологий (личностно-ориентированное воспитание, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, технология контекстного обучения и воспитания). Суть  в том, что мы создаем модель реальной деятельности и проигрываем воспитательные (учебные) ситуации с детьми. Раздается комплект ролей и уточняется функционал, правила. Действенность в том, что ребенок примеряет разные роли, тем самым решает для себя: кто я?

Родительские собрания тоже провожу с использованием ТИМ в начале года, когда планируем совместную работу родителей и детей на новый учебный год. Такие собрания проходят успешно, так как нет той пассивности, а есть заинтересованность и желание. Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения с использованием ТИМ и т.д.. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности

Учитель все новое, прежде, чем воспитывать и обучать маленького человека,

пропускает через свое сердце и в конце своего выступления я хочу зачитать вам слова

Учительское Сердце… Ну, с чем его сравнить?

С Галактикой космической, которой нет границ?

А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?

С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?

Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: “Стучи!

Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ! ВЕРЬ! ЛЮБИ!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы и современные образовательные технологии в начальной школе на уроках математики с переходом на ФГОС НОО. Из опыта работы.

В начальной школе учителя используют  различные технологии и интернет- ресурсы  на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимп...

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО (из опыта работы)

Доклад на тему "Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО И ООО"...

Выступление "Проектирование урока в условиях перехода на ФГОС"

Материал по теме: " Проектирование урока в условиях перехода на ФГОС"...

Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы)

Мастер-класс для педагогов по формированию самооценки школьника. В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу. ...

Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)

Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения:  сформировать ...