Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
статья
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО
(из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
В условиях перехода на ФГОС НОО большое внимание следует уделять выбору учебно-методического комплекта. В настоящее время для поля деятельности учителя представлен большой выбор учебно-методической литературы. Каждый авторский коллектив старается отобрать всё лучшее, обновляет содержание курсов в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Учителю важно уметь ориентироваться в большом разнообразии авторских курсов, грамотно подойти к выбору УМК, т.е. самому хорошо знать теоритические основы комплекта, структуру и содержание учебного материала, чётко видеть цели, задачи, уметь выделить логическую линию, правильно использовать языковой материал. Только в этом случае образовательный процесс будет проходить творчески, плодотворно, а работа учителя принесёт максимальную пользу.
С 2004 года я работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Приятно отметить, что в условиях введения ФГОС НОО я не заметила больших изменений в характере деятельности, как ученика, так и учителя. Ведь основной дидактической идеей комплекта с момента его возникновения был системно-деятельностный подход, который выражается в умении учиться.
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания русского языка.
Учебник по русскому языку достаточно широко представляет разнообразие форм организации учебной деятельности. Материалы для групповой, самостоятельной, коллективной работы отмечены специальными рубриками, условными обозначениями. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности: «Оцени себя», «Проверь себя». Учебный курс включает в себя коррекционную тетрадь «Учусь писать без ошибок», которая позволяет индивидуально скорректировать развитие обучающихся. Изложение учебного материала носит проблемный характер, требующий деятельностного подхода. На каждом уроке присутствует постоянный диалог, который рождает учебное сотрудничество. Сотрудничество ученика и учителя помогает услышать и понять друг друга.
Всё это способствует успешному формированию у детей универсальных учебных действий: регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных, что является одной из основных компетенций новых образовательных стандартов.
Учебный курс «Русский язык» в полной мере отражает интересы и потребности современного ребёнка, вовлекает его в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и пытливость ума. Всё выше сказанное свидетельствует о том, что содержательная линия учебников Иванова позволяет строить уроки русского языка полностью соответствующие новым требованиям стандарта второго поколения. Приведу пример одного из таких уроков.
Сценарный план
урока русского языка во 2классе (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: «Приставка как часть слова»
Цель урока: организация совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с частью слова – приставкой.
Задачи урока:
Предметные: создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова; обеспечить усвоение обучающимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения:С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2класса. Ч.1.-М.:»Вентана – Граф», 2013г; презентация к уроку; мультимедийная установка; карточки для групповой и индивидуальной работы.
Методы обучения: по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые;по способуорганизации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; по степени пед. управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научиться находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные:ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Ход урока
- Оргмомент
Ребята, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержим друг друга. Я с вами тоже, поддержим друг друга.
Запишите число, классная работа.
- Целеполагание и мотивация
На доске: Маленькое дело лучше большого безделья.
- Прочитайте предложение.
- Что это за предложение?
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какое главное ваше дело?
Сегодня наш урок - это маленькое дело в учебном процессе. Мы должны хорошо потрудиться.
- Актуализация знания и фиксация затруднений деятельности
Учитель читает стихотворение: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
- А какие части слова мы знаем? (слайд)
-Что такое суффикс?
-Какая часть слова называется окончанием?
-Как вы думаете, может ли слово быть без корня?
- А без суффикса? Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Из опыта работы учителя начальных классов Саяпиной С.Г. Тема: Развитие творческих способностей на уроках русского языка.
В этой работе раскрываются некоторые аспекты темы....
Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).
Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках....
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...
ФГОС НОО (из опыта работы учителей начальных классов)
Этот материал использовался для выступления на педсовете. В нем раскрывается опыт работы учителей начальных классов по новому ФГОС НОО....
Из опыта работы учителя начальных классов Ивановой Ю.Н. Методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление глагола как часть речи"
Закрепление глагола как часть речи...