Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обусловленными ЗПР
методическая разработка (2 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,
обусловленными ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_ovz.docx | 73.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21» |
УТВЕРЖДЕН приказом от 31.08.2020г. №203 Директор МБОУ «СШ №21 им.В.Овсянникова-Заярского» _______ ___А.В.Туренко |
Ознакомлен(а)__________________/___________________________________________ подпись расшифровка подписи (ФИО родителя\законного представителя) |
Индивидуальный образовательный маршрут
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,
обусловленными ЗПР
ученицы 2А класса
(Ф. И.)
Составители:
Егорова Л.Э., классный руководитель
Пазина М.Д., педагог-психолог
Поденежко Е.А., учитель-логопед
М.К. Иджиева, медицинский работник школы
I. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения составлен в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ№21 им.В.Овсянникова-Заярского» (утверждена приказом от 31 августа № 203);
- Адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования обучающегося с задержкой психического развития, вариант 7.2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждена приказом от 203 № 31.08.2020).
Цель: создание системы комплексной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии, социальная адаптация.
Программно-методические условия психолого-педагогического сопровождения
- УМК: Ребёнок с ОВЗ обучается по адаптированной программе в соответствии с заключением ТПМПК (от «____» ___________2021 ).
Обучение осуществляется с использованием системы обучения «Школа России».
- Учебники: «Русский язык» (Климанова Л.Ф., Макеева С.Г), «Математика» (М.И.Моро, М.А.Бантова и др.), «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А.), «Окружающий мир» (Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.), «Технология» (Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева),» «Изобразительное искусство» (Б.М.Неменский), «Родной (русский) язык» (О.М.Александрова и др.), Физическая культура (В.И Лях), «Английский язык» (О.В. Афанасьева, И.В.Михеева)
- Коррекционные программы:
- Адаптированная рабочая программа учителя- логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1);
- психологическая программа «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
3. Внеурочная деятельность:
- программа внеурочной деятельности «Азбука питания»;
- программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика»;
- программа внеурочной деятельности «Истоки»;
- программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»;
- программа внеурочной деятельности «Шахматы»;
- программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»;
- программа внеурочной деятельности «Моя безопасность».
II. Содержание и формы психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Планируемые результаты | |
Педагогическое сопровождение: ответственный Егорова Л.Э. (классный руководитель) | |||||
Диагностическое | 1. Проведение педагогической диагностики. 2. Выявление трудностей в обучении 3. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). | Анкетирование, беседы, тестирование, По итогам проверочных, контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Наблюдение. Тестирование, наблюдение | Февраль В течение года в соответствии с Мониторингом успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования ребёнком с ЗПР Апрель «Учимся учиться и действовать» | Заполнение карты наблюдения за результатами психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1) Разработка плана мероприятий по устранению выявленных трудностей. Составление аналитической | |
Коррекционно-развивающая работа | 1.Развитие универсальных 2. Преодоление затруднений в учебной деятельности 3. Формирование 4. Воспитание умения общаться, развитие 5.Совершенствование навыков саморегуляции Работа по предметам Русский язык Звуковой состав слова. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме Математика Арифметические действия (решение примеров в 2 действия) Сравнение числовых выражений Решение текстовых задач. | Индивидуальные развивающие занятия: включение в групповую, парную коллективную работу на уроках и во внеурочной деятельности индивидуальный подход в обучении на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка создание ситуаций успеха, исключение стрессовых ситуаций включение в групповую, парную работу на уроках и во внеурочной деятельности Индивидуальные развивающие занятия | Среда 12:35 – 13:15 в течение года Постоянно Постоянно Постоянно В течение года курсы внеурочной деятельности: «Моя безопасность», «Шахматы», «Истоки», «Веселая грамматика», «Занимательная математика», «Умелые ручки», «Азбука питания». Пятница 11.40 – 12.20 в течение года | Преодоление трудностей обучения, формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом. Усвоение ребёнком учебного материала на базовом уровне по всем предметам обязательной части учебного плана. Сформированность коммуникативных УУД. Усвоение ребёнком учебного материала на базовом уровне по всем предметам обязательной части учебного плана. | |
Консультативная | 1.Информирование родителей 2. Консультирование по вопросу наиболее эффективных способов развития и воспитания ребёнка с ОВЗ | Электронный дневник «ГИС Образование» Консультирование. Темы: 1. Щадящий режим дня для ребёнка с ЗПР. 2. «Как заинтересовать ребёнка?» (об особенностях развития мотивации учения у ребёнка с ЗПР) 3.Приёмы усвоения звукобуквенного разбора слов. 4. «Приёмы, способствующие осмысленному чтению». 5. Развитие вычислительных навыков у ребёнка с ЗПР. | Постоянно Пятница 17.00 – 17.30 в течение года | Конструктивное сотрудничество учителя и родителей. | |
Профилактическая, информационно - просветительская |
2. Обсуждение с другими специалистами | Своевременное информирование родителей об успехах и неуспехах ребенка, оказание консультативной помощи, обеспечение на уроке условий успешного усвоения программ Заседания ПМПк | В течение года В течение года по итогам каждой четверти | Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребёнка | |
Психологическое сопровождение: ответственный Пазина М.Д. (педагог-психолог) | |||||
Диагностическое | Выявление психологических особенностей ребёнка, диагностика интеллектуального личностного, эмоционального развития, коммуникативных навыков. | Методы психологической диагностики - беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ процесса и продуктов деятельности. | февраль, май | Заполнение карты наблюдения за результатами сопровождения (Приложения 2) Рекомендации по выбору эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания ребёнка с ЗПР. | |
Коррекционно- развивающая работа | Коррекция выявленных нарушений. | Индивидуальные занятия по | Среда 12.00-12.30 в течение учебного года | Преодоление трудностей в обучении. Формирование адаптивных способностей. | |
Консультативная работа | Оказание консультативной | Индивидуальные консультации для родителей и педагогов школы по вопросам организации учебного процесса с ребёнком ЗПР. Темы консультаций: 1. «Психологические особенности обучения и воспитания ребёнка с ЗПР». 2. «Условия эмоционального благополучия в школьной среде для ребёнка с ЗПР». 3. «Активизация познавательной деятельности у ребёнка с ЗПР» 4. «Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в процессе обучении я, развития и воспитания ребёнка с ЗПР». | Четверг 13.00 – 14.30 в течение учебного года В течение учебного года | Оказание помощи семье в вопросах стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР. | |
Профилактическая, информационно - просветительская |
| Размещение информации на сайте школы: о режиме дня и физической нагрузке ребёнка с ЗПР для педагогов; родителями «о щадящем режиме обучения ребёнка с ЗПР, чередовании смены деятельности, здоровом, рациональном питании» | В течение учебного года | Повышение | |
Логопедическое сопровождение: ответственный Поденежко Е.А. (учитель-логопед) | |||||
Диагностическое направление |
| Индивидуальное логопедическое обследование | Сентябрь, декабрь, май В конце каждого полугодия | Оформление протокола логопедического обследования. Заполнение речевой карты. Определение основных направлений логопедической работы с ребёнком. | |
Коррекционно- развивающая работа | Коррекция и развитие устной и письменной речи) | Индивидуальные и по развитию всех компонентов речевой системы. | Вторник, 12:55-13:35, среда, 11:00-11:40, пятница, 12:55-13:35. | Устранение речевых нарушений. | |
Консультативная работа | Раскрытие специфики речевого развития ребёнка с ЗПР, ОВЗ, особенностей логопедической работы и необходимости комплексного подхода к коррекции речевых нарушений | Индивидуальные консультации для родителей, Темы консультаций: 1. «Приёмы формирования звукового анализа и синтеза у ребёнка с ЗПР». 2. «Упражнения для формирования речевого дыхания». 3. «Правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях» 4. «Приёмы автоматизации свистящих и шипящих звуков в домашних условиях». 5. «Приёмы обогащения словарного запаса у ребёнка с ЗПР». 6. «Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи у ребёнка с ЗПР». | Понедельник, четверг в течение года | Помощь в раскрытии вопросов речевого развития и логопедической работы с ребёнком с ЗПР, ОВЗ | |
Профилактическаяинформационно- просветительская работа | Логопедическое просвещение педагогов, родителей по обеспечению комплексного | Беседы По темам: «Развитие фонематических процессов у ребёнка с ЗПР, ОВЗ», «Развитие грамматического строя у ребёнка с ЗПР, ОВЗ», «Развитие связной речи у ребёнка с ЗПР, ОВЗ» Заседания шПМПк | В течение года В течение года по итогам полугодия | Предупреждение возникновения вторичных нарушений и затруднений в обучении | |
Медицинское сопровождение: ответственный М.К. Иджиева (фельдшер) | |||||
Диагностическая работа | Определение состояния физического и нервно-психического здоровья, посредством медицинских осмотров | Изучение анамнеза, результатов медицинских обследований | По плану периодических м/о школы В течение года | Заполнение медицинской карты на ребёнка | |
Лечебно - |
| Наблюдение и контроль выполнения рекомендаций | В течение года | Соблюдение здоровье сберегающих условий |
III. Мониторинги динамики
психолого-педагогического сопровождения
III.1. Мониторинг динамики психологического и речевого развития ребёнка
Мероприятия | Инструментарий | Сроки | Ответственный |
Диагностика состояния школьной мотивации | Н.Г.Лусканова «Анкета для определения школьной мотивации» | Сентябрь, май | Бадертдинова В.Р. (педагог-психолог) Пазина М.Д. (педагог-психолог) |
Диагностика познавательных процессов (внимание, память) | Корректурная проба, А. Р. Лурия Методика изучения кратковременной и долговременной слуховой памяти. | Сентябрь, май | Бадертдинова В.Р. (педагог-психолог) Пазина М.Д. (педагог-психолог) |
Диагностика интеллектуальных особенностей развития | Матрицы Равена (детский вариант) Э.Ф.Замбицявичене «Методика изучения умственных способностей детей 7-10 лет» | Сентябрь, май | Бадертдинова В.Р. (педагог-психолог) Пазина М.Д. (педагог-психолог) |
Изучение самооценки личностных качеств | Проективная методика «Лесенка» | Сентябрь, май | Бадертдинова В.Р. (педагог-психолог) Пазина М.Д. (педагог-психолог) |
Диагностика эмоционального самочувствия | Опросник школьной тревожности Филлипса | Сентябрь, май | Бадертдинова В.Р. (педагог-психолог) Пазина М.Д. (педагог-психолог) |
Изучение уровня речевого развития | Фотекова Т.А. «Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников» | Сентябрь, май | Поденежко Е.А. (учитель-логопед) |
Диагностика состояния навыка чтения | Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая методика обследования чтения у младших школьников | Сентябрь, декабрь, май | Поденежко Е.А. (учитель-логопед) |
Диагностика состояния навыка письма. | Л.Н. Ефименкова, И.Н., Садовникова, Г. Г. Мисаренко Методика обследования навыка письма О. Б. Иншакова Нейропсихологическая методика обследования письма младших школьников | Сентябрь, декабрь, май | Поденежко Е.А. (учитель-логопед) |
III.2. Мониторинг успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Мероприятия | Цель | Сроки | Ответственный |
Проверка техники чтения | Состояние навыка чтения, его соответствие программным требованиям | Декабрь, май | Егорова Л.Э. |
Окружной мониторинг готовности к обучению в школе. Окружной мониторинг образовательных достижений. | Уровень актуального развития | Сентябрь, апрель | Егорова Л.Э. |
Диктант/контрольное списывание | Диагностика сформированности орфографических умений | Декабрь, май | Егорова Л.Э. |
Стандартизированная контрольная работа по русскому языку | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Май | Егорова Л.Э. |
Стандартизированная контрольная работа по математике | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Май | Егорова Л.Э. |
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий | Диагностика состояния метапредметных УУД | Апрель | Егорова Л.Э. |
Проверочная работа по окружающему миру | Диагностика усвоения базовой части программного материала | Декабрь, май | Егорова Л.Э. |
IV. Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения
В ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка на ступени начального общего образования школой должно обеспечиваться:
- освоение ребёнком с ОВЗ доступной для него и рекомендованной территориальной психолого-медико-педагогической комиссией образовательной программы начального образования;
- совершенствование социальной компетентности, навыков общения с окружающими;
- личностное развитие ребёнка с ОВЗ;
- интеграция в социуме.
Универсальные компетенции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации сопроводительных мероприятий:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учётом возможностей своего здоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации сопроводительных мероприятий:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления личного здоровья.
Метапредметные результаты ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации сопроводительных мероприятий:
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учётом индивидуальных возможностей;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребёнка по их достижению;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Заключение заседания шПМПк
МБОУ «СШ №21 им.В.Овсянникова-Заярского»»
от ………….. № ………..
Председатель шПМПк
МБОУ «СШ №21»
роспись Пазина М,Д.
Педагог-психолог Пазина М.Д.
роспись
Учитель-логопед Поденежко Е.А.
роспись
Классный руководитель Егорова Л.Э.
роспись
Медицинский работник школы Иджиева М.К.
роспись
Приложения
Приложение 1
Карта наблюдения за результатами сопровождения ребёнка с ОВЗ
Ф. И. ребёнка Ф.И. класс 2 А
Психолог | Логопед | Педагог | Занятость во внеурочной деятельности | Занятость в системе доп. образования | Пропуски уроков по болезни | ||||
результативность | |||||||||
I четверть | нарушение письма и чтения ,обусловленное общим недоразвитием речи. | Предметные навыки сформированы на низком уровне. Не знает падежи, словарные слова, единицы длины, времени, площади. Требует систематической помощи со стороны педагога, самостоятельно не умеет планировать свою деятельность. | Регулярно посещает занятия внеурочной деятельности. | Посещает кружок | |||||
II четверть | нарушение письма и чтения ,обусловленное общим недоразвитием речи. | Предметные навыки сформированы на низком уровне. Не знает падежи, словарные слова, единицы длины, времени, площади. Требует систематической помощи со стороны педагога, самостоятельно не умеет планировать свою деятельность. | Регулярно посещает занятия внеурочной деятельности. | Посещает кружок | |||||
III четверть | |||||||||
IV четверть |
Приложение 2
Карта динамического наблюдения педагога-психолога за развитием ребёнка с ОВЗ
в области познавательной, эмоционально-волевой, социально-личностной сферах
Ф. И. ребёнка Ф.И. 2 А класс
Параметр исследования | Характеристика параметра | 2023- 2024 учебный год | ||
Начало года | Конец I-го полугодия | Конец года | ||
Познавательная сфера | ||||
Внимание | Объём | |||
Устойчивость | ||||
Концентрация | ||||
Переключение | ||||
Память | Слуховая кратковременная | |||
Слуховая долговременная | ||||
Зрительная | ||||
Мышление | Анализ и синтез | |||
Обобщение | ||||
Сравнение | ||||
Классификация | ||||
Установление причинно-следственных связей | ||||
Эмоционально-волевая сфера | ||||
Мотивация | Уровень мотивации с указанием преобладающего вида мотива | |||
Эмоциональная уравновешенность | Уровень стабильности | |||
Тревожность | Уровень тревожности | |||
Социально-личностная сфера | ||||
Самооценка | Уровень самооценки, её адекватность | |||
Произвольная регуляция поведения | Уровень сформированности | |||
Коммуникативность | Уровень сформированности | |||
Особенности поведения | В коллективе сверстников | |||
С педагогами | ||||
Соблюдение и принятие правил поведения в школе |
Приложение 3
Карта динамического наблюдения учителя-логопеда за речевым развитием ребёнка с ОВЗ
Ф. И. ребёнка Ф.И. 2 А класс
Параметр исследования | Характеристика параметра | 2023- 2024 учебный год | ||
Начало года | Конец I-го полугодия | Конец года | ||
Устная речь | ||||
Звукопроизношение | Изолированное произнесение | |||
В словах и фразах | ||||
Замены | ||||
Смешения | ||||
Искажения | р | |||
Отсутствие звуков | ||||
Фонематическое восприятие | Дифференциация звуков по акустическим признакам | неустойчивый навык звуковой дифференциации, наблюдается затруднение в дифференциации звонких глухих, твердых мягких звуков | неустойчивый навык звуковой дифференциации, наблюдается затруднение в дифференциации звонких глухих, твердых мягких звуков | |
Состояние фонематического анализа и синтеза | Первый звук определяет верно, допускает ошибки в середине и в конце слова, затрудняется в определении последовательности и количества звуков в слове (от 5 звуков | Первый звук определяет верно, допускает ошибки в середине и в конце слова, затрудняется в определении последовательности и количества звуков в слове (от 5 звуков | ||
Словарный запас | Объём | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |
Качество пассивного словаря | Относительно развит | Относительно развит | ||
Качество активного словаря | Относительно развит | Относительно развит | ||
Грамматический строй | Владение функцией словоизменения | Функции словоизменения развиты недостаточно | Функции словоизменения развиты недостаточно | |
Владение функцией словообразования | Функции словообразованияния развиты недостаточно | Функции словообразованияния развиты недостаточно | ||
Наличие аграмматизмов | Агромматизмы наблюдаются при специальном исследовании | Агромматизмы наблюдаются при специальном исследовании | ||
Связная речь | Использование фраз | использует простые правильные фразы | использует простые правильные фразы | |
Характер рассказа | Рассказ составлен преимущественно из простых предложений. Имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности .Допущено искажение смысла Пересказ после первого предъявления, встречаются агромматизмы. | Рассказ.Имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. Содержание передает с незначительными неточностями. Пересказ после первого предъявления. | ||
Наличие языковых и выразительных средств | общее звучание речи характеризуется монотонностью ,очень редко используются выразительные средства | в речи наряду с существительными глаголами часто встречаются прилагательные,наречия | ||
Письменная речь | ||||
Чтение | Способ чтения | Побуквенное | Слоговое | |
Скорость чтения | 10 слов | 18 слов | ||
Понимание прочитанного | Не поннимает | Частичное понимание | ||
Характеристика ошибок | Не дочитывает | Замена букв | ||
Письмо | Особенности графики | |||
Наличие специфических ошибок | Большое количество орфографических ошибок. Дисграфические. Границы предложений разрыв слов Пропуски перестановки букв( угадывается контур слов) . При списывании ошибок нет. | Большое количество орфографических ошибок. Дисграфические. Границы предложений, искажение слов, разрыв слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...
Индивидуальная программа психолого педагогического сопровождения обучающегося
Цель программы профилактика дезодаптации, создание условий для успешной адаптации ребенка....
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ(образец)
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ. Мой составленный образец на основании требований. ВНИМАНИЕ! при скачивании документа формат может сд...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении
Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...