Индивидуальная программа психолого педагогического сопровождения обучающегося
рабочая программа (1 класс) на тему
Цель программы профилактика дезодаптации, создание условий для успешной адаптации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа направлена на формирование у учащегося следующих умений: | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
_____________________
Директор МОУ СОШ № 6
С.Л.Ильин
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения обучающегося
Ф.И.О. ребенка Кущенко Денис Вячеславович
Дата рождения 29.10.2010г.
Содержание запроса: оказание помощи педагогу по оптимизации взаимоотношений с ребенком
Программа составлена на период обучения ребенка в 1 классе – 2017/2018 уч.г. Программа разработана на основе и с использованием элементов программ по психологии для начальной школы: «Адаптация в первом классе», Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» .
Пояснительная записка
Цель: профилактика дезадаптации, создание условий для успешной адаптации ребенка.
Задачи:
- Формирование позиции школьника (осознание и принятие правил поведения в школе).
- Поддержка и развитие познавательного интереса, учебной мотивации детей.
- Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи; обучение эффективным методам запоминания.
- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
- Развитие навыков рефлексии.
- Развитие навыков конструктивного общения, коррекция негативных форм поведения.
- Развитие представления о себе, своём внутреннем мире; формирование позитивной установки по отношению к себе и другим.
- Мотивирование к самопознанию и саморазвитию.
- Создание и поддержка положительного эмоционального фона.
Показания и противопоказания к применению: ребенок обследован ПМПК (заключение ТПМПК, протокол № 90, от28.08.2017г., рекомендовано: образовательная программа – ООП начального общего образования, 1 кл., индивидуальная работа психологического сопровождения адаптационного периода в учреждении).
Программа включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа – выявить уровень готовности к обучению, уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2. Коррекционно-развивающий блок. Цель – развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.
3. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащегося в результате развивающих воздействий. Подведение итогов.
Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, рисование, беседа.
Отработка навыков проходит в три этапа:
• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Принципы построения программы:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
6. Учет объема и степени разнообразия материала.
Условия реализации: занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия 20-30 минут. Объём материала программы рассчитан на 29 занятий. Занятия проводятся в индивидуальном режиме в кабинете психолога.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: программа направлена на формирование у учащегося следующих умений:
- осознание себя с позиции школьника,
- умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми,
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния,
- способность справляться с негативными эмоциональными состояниями (страх, обида, гнев),
- развитие познавательных процессов, умение эффективно запоминать,
- способность к эффективной саморегуляции, рефлексии,
- стремление к познанию, высокая учебная мотивация,
- стремление к самопознанию и саморазвитию,
- успешная адаптация в школе.
Используемые психодиагностические комплекты. Перечень программ, технологий, пособий:
- Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.
- Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная)
- Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении»)
- Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»)
- Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3)
Используемые методики:
№ п/п | Название методики | Цель |
1 | Графический диктант | Выявление уровня сформированности произвольности |
2 | Исследование восприятия | Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия |
3 | Четвертый лишний | Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/; |
4 | Последовательность событий | Исследование словесно-логического мышления |
5 | Десять слов | Определение объема рече-слуховой памяти |
6 | Зрительная память | Определение объема зрительной памяти |
7 | Кружки | Определение объема зрительной памяти |
8 | Мелкая моторика | Исследование уровня развития мелкой моторики |
9 | Мотивационная готовность к обучению в школе | Определение сформированности мотивации к обучению |
10 | Экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6 - 7 лет Авторы: Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина | Исследование уровня развития Интеллектуальных способностей детей |
11 | Ориентировочный тест школьной зрелости» Автор: Керн-Ирасек. | Определение школьной зрелости |
12 | Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой) | Определение «внутренней» позиции школьника |
13 | Коммуникативная готовность: - со взрослыми - со сверстниками | Определение параметров развития общения |
14 | «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург | Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности |
15 | Методика «отношение ребенка к школе» | Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование |
16 | «Самое непохожее» Л.А.Венгер | Изучение мышления и восприятия детей |
17 | Тест «Бендер» | Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу |
18 | Диагностика адаптации ребенка к ОУ | Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям школы |
Содержание программы
- Общие адаптационные занятия. Диагностика. 4 ч. – Знакомство. Диагностика готовности к школе. Диагностика познавательных процессов.
- Коррекционно-развивающие занятия по проблемам.24 ч. – Направлены на развитие познавательных процессов.
- Итоговое занятие. 1 ч. – Проведение итоговой диагностики.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |
Предпола-гаемая | Фактичес-кая | |||
1 | Диагностика школьной, психосоциальной зрелости, звукопроизношения | 1 | ||
2-4 | Диагностика познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения | 3 | ||
5 | Развитие внимания. Развитие мышления. Развитие навыков саморегуляции. | 1 | ||
6 | Развитие внимания. Развитие восприятия. Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||
7 | Развитие внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
8 | Развитие мышления. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания. | 1 | ||
9 | Развитие восприятия. Развитие памяти. | 1 | ||
10 | Развитие памяти. Развитие воображения. Развитие внимания. | 1 | ||
11 | Тренировка внимания Развитие восприятия. Развитие памяти. | 1 | ||
12 | Развитие воображения. Развитие внимания. | 1 | ||
13 | Развитие внимания. Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||
14 | Развитие логического мышления. Развитие внимания. | 1 | ||
15 | Развитие восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | ||
16 | Тренировка мышления. Тренировка восприятия. | 1 | ||
17 | Развитие мышления. Развитие памяти. Развитие внимания. | 1 | ||
18 | Развитие мышления. Развитие памяти. Развитие внимания. | 1 | ||
19 | Совершенствование воображения. Развитие мышления. Развитие внимания. | 1 | ||
20 | Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
21 | Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
22 | Тренировка внимания Развитие мышления. Развитие восприятия. | 1 | ||
23 | Тренировка внимание. Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||
24 | Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. | 1 | ||
25 | Развитие мышления. Развитие памяти. Развитие внимания. | 1 | ||
26 | Развитие мышления. Развитие внимания. | 1 | ||
27 | Развитие памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. | 1 | ||
28 | Развитие внимания. Развитие мышление. Развитие памяти. | 1 | ||
29 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | 1 |
Составитель программы: Педагог-психолог Чеботарь Светлана Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ(образец)
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ. Мой составленный образец на основании требований. ВНИМАНИЕ! при скачивании документа формат может сд...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования
Программа психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с интеллектуальными нарушениями(легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования...