Индивидуальная программа психолого педагогического сопровождения обучающегося
рабочая программа (1 класс) на тему

Чеботарь Светлана Николаевна

Цель программы профилактика дезодаптации, создание условий для успешной адаптации ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

_____________________

Директор МОУ СОШ № 6

С.Л.Ильин

Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения обучающегося

Ф.И.О. ребенка Кущенко Денис Вячеславович

Дата рождения 29.10.2010г.

Содержание запроса: оказание помощи педагогу по оптимизации взаимоотношений с ребенком

Программа составлена на период обучения ребенка в 1 классе – 2017/2018 уч.г. Программа разработана на основе и с использованием элементов программ по психологии для начальной школы: «Адаптация в первом классе», Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» .

Пояснительная записка

Цель: профилактика дезадаптации, создание условий для успешной адаптации ребенка.

Задачи:

  1. Формирование позиции школьника (осознание и принятие правил поведения в школе).
  2. Поддержка и развитие познавательного интереса, учебной мотивации детей.
  3. Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи; обучение эффективным методам запоминания.
  4. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
  5. Развитие навыков рефлексии.
  6. Развитие навыков конструктивного общения, коррекция негативных форм поведения.
  7. Развитие представления о себе, своём внутреннем мире; формирование позитивной установки по отношению к себе и другим.
  8. Мотивирование к самопознанию и саморазвитию.
  9. Создание и поддержка положительного эмоционального фона.

Показания и противопоказания к применению: ребенок обследован ПМПК (заключение ТПМПК, протокол № 90, от28.08.2017г., рекомендовано: образовательная программа – ООП начального общего образования, 1 кл., индивидуальная работа психологического сопровождения адаптационного периода в учреждении).

Программа включает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа – выявить уровень готовности к обучению, уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.

2. Коррекционно-развивающий блок. Цель – развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

3. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащегося в результате развивающих воздействий. Подведение итогов.

Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, рисование, беседа.

Отработка навыков проходит в три этапа:

• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Принципы построения программы:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

Условия реализации: занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия 20-30 минут. Объём материала программы рассчитан на 29 занятий. Занятия проводятся в индивидуальном режиме в кабинете психолога.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: программа направлена на формирование у учащегося следующих умений:

  • осознание себя с позиции школьника,
  • умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми,
  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния,
  • способность справляться с негативными эмоциональными состояниями (страх, обида, гнев),
  • развитие познавательных процессов, умение эффективно запоминать,
  • способность к эффективной саморегуляции, рефлексии,
  • стремление к познанию, высокая учебная мотивация,
  • стремление к самопознанию и саморазвитию,
  • успешная адаптация в школе.

Используемые психодиагностические комплекты. Перечень программ, технологий, пособий:

  • Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.
  • Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная)
  • Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении»)
  • Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»)
  • Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3)

Используемые методики:

п/п

Название методики

Цель

1

Графический диктант

Выявление уровня сформированности произвольности

2

Исследование восприятия

Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия

3

Четвертый лишний

Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/;

4

Последовательность событий

Исследование словесно-логического мышления

5

Десять слов

Определение объема рече-слуховой памяти

6

Зрительная память

Определение объема зрительной памяти

7

Кружки

Определение объема зрительной памяти

8

Мелкая моторика

Исследование уровня развития мелкой моторики

9

Мотивационная готовность к обучению в школе

Определение сформированности мотивации к обучению

10

Экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6 - 7 лет

Авторы: Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина

Исследование уровня развития Интеллектуальных способностей детей

11

Ориентировочный тест школьной зрелости» Автор: Керн-Ирасек.

Определение школьной зрелости

12

Методика «Беседа о школе»  (разработана Т. А. Нежновой)

Определение «внутренней» позиции школьника

13

Коммуникативная готовность:

- со взрослыми

- со сверстниками

Определение параметров развития общения

14

«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург

Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности

15

Методика «отношение ребенка к школе»

Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование

16

«Самое непохожее» Л.А.Венгер

Изучение мышления и восприятия детей

17

Тест «Бендер»

Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу

18

Диагностика адаптации ребенка к ОУ

Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям школы

Содержание программы

  1. Общие адаптационные занятия. Диагностика. 4 ч. – Знакомство. Диагностика готовности к школе. Диагностика познавательных процессов.
  2. Коррекционно-развивающие занятия по проблемам.24 ч. – Направлены на развитие познавательных процессов.
  3. Итоговое занятие. 1 ч. – Проведение итоговой диагностики.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Предпола-гаемая

Фактичес-кая

1

Диагностика школьной, психосоциальной зрелости, звукопроизношения

1

2-4

Диагностика познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения

3

5

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие навыков саморегуляции.

1

6

Развитие внимания.

Развитие восприятия.

Совершенствование мыслительных операций

1

7

Развитие внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

1

8

Развитие  мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

1

9

Развитие восприятия.

Развитие памяти.

1

10

Развитие памяти.

Развитие воображения.

Развитие внимания.

1

11

Тренировка внимания

Развитие восприятия.

Развитие памяти.

1

12

Развитие воображения.

Развитие внимания.

1

13

Развитие внимания.

Совершенствование мыслительных операций

1

14

Развитие логического мышления.

Развитие внимания.

1

15

Развитие восприятия.

Развитие наглядно-образного мышления.

1

16

Тренировка мышления.

Тренировка восприятия.

1

17

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Развитие внимания.

1

18

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Развитие внимания.

1

19

Совершенствование воображения.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

1

20

Развитие внимания.

Развитие памяти.

Развитие мышления.

1

21

Развитие внимания.

Развитие памяти.

Развитие мышления.

1

22

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Развитие восприятия.

1

23

Тренировка внимание.

Совершенствование мыслительных операций

1

24

Тренировка памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие внимания.

1

25

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Развитие внимания.

1

26

Развитие мышления.

Развитие внимания.

1

27

Развитие памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие внимания.

1

28

Развитие внимания.

Развитие мышление.

Развитие памяти.

1

29

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

1

Составитель программы: Педагог-психолог Чеботарь Светлана Николаевна  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ(образец)

Индивидуальная программа  психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ. Мой составленный образец на основании требований. ВНИМАНИЕ! при скачивании документа формат может сд...

Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида

В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования

Программа психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с интеллектуальными нарушениями(легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования...