Проектная деятельность на уроках.
материал

Выступление на научно-методическом семинаре по теме "Проектная деятельность на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности мне позволяет проектная деятельность.  Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Чаще всего проектную деятельность я применяю на таких уроках как: окружающий мир, технология и изобразительное искусство.

Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:

результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.).

На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

- Что вы хотите делать?

- Что вы умеете делать?

- Что мы еще можем сделать?

- Что в результате у нас получится?

Проектов за год может быть нескольео

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок  своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. (Слайд).

2 класс Тема «Семья». (Слайд). Что такое семья? (Создание рисунка-плаката «Моя семья». Портрет класса

3 класс Новогодние проекты

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени была образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняли следующие проекты: При изучении  темы «Режим дня», «Здоровье и питание» в результате получился вот такой продукт «Моя родословная», «Март-капельник».

«Хвойные деревья» Во время экскурсии учащиеся наблюдали за внешним видом зимних деревьев, учились по силуэту определять название дерева, характеризовать его особенности: какие ветви, есть ли плоды и семена, какие они. И мы обратили внимание, что хвойные деревья, как летом стоят зелёные, а лиственные  сбросили свой наряд. Не все ребята в классе могли дать объяснения этому явлению. Практическая работа: «Можно ли пробудить дерево зимой» (Слайд).

2 класс «Развитие растения из семени» (Слайд)

Определяю наиболее приемлемые темы для  проектов. Сама управляю процессом, на уроки готовлю информацию и картинки, если самостоятельно учащиеся делают проект, то указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).

Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

организатор — отвечает за работу группы в целом;

докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.

Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

Понаблюдать

Прочитать в книге

Найти в Интернете

Провести исследование

 Спросить у взрослых

Отчет групп о проделанной работе.

1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

Что вы предприняли для выполнения задания.

Представьте результат своей работы.

Оцените работу своей группы.

Окружающий мир:  Какие предметы окружали русских людей? Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка.

Технология: Человеческое жильё   Показ книжек малышек

Книжки малышки  Окружающий мир

Что создавалось трудом ремесленника?

 Как размножается растение?

Основы обрабатывающей технологий – виды бумаг

На длительный период работы

На каждый проект составляется карточка - отчет.

Фамилия, имя

Тема проекта

Почему я начал работу над проектом?

 Какой продукт я хочу получить?

Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

 Что нового я узнал, чему научился?

Мои впечатления от работы над проектом.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). Выступаем в детском саду, на муниципальные конкурсы.

Роль родителей в проектной деятельности

 Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители делятся своими знаниями, умениями, опытом, создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Проектная деятельность в контексте УМК "Начальная школа 21 века" обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

Внеурочная деятельность «Проектная деятельность» Тема урока «Машина»

Цели урока: -закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; закрепление умения планировать с учетом времени и составлять оптимальный план; декодирование; к...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....