Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.
статья на тему
Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая: учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников»
Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая:
- учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия,
- развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу,
- создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, развивать исследовательские умения.
Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Проектная деятельность ставит перед собой следующие задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В результате проектной деятельности, учащиеся приобретают следующие навыки исследования:
- Видеть проблему;
- Задавать вопросы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Проводить эксперименты;
- Делать выводы;
- Структурировать материал;
- Доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательские навыки формируются на каждом этапе выполнения проекта. Выделяют следующие этапы подготовки проекта:
1. Погружение в проект
- определение проблемы, темы и целей проекта, проблемных вопросов, творческого названия проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
- создание групп учащихся для работы над проектом;
- объединение учащихся в группы.
2. Планирование деятельности
- распределение ролей между членами группы
- планирование работы
- определение источников информации, способов сбора и анализа информации,
- продумывание возможных форм презентации результатов проекта
3. Поиск информации (осуществление деятельности, выполнение работы)
- сбор информации
- самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта
- обсуждение полученных данных в группах
4. Оформление результатов
- оформление проекта, подготовка презентации
- коллективный анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач
5. Презентация результатов
- защита полученных результатов, выводы
- оценивание и самооценивание работы по проекту участниками, учителем
- подведение итогов выполненной работы
На всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Я работаю в начальной школе 3-й год. Мои ученики придут в 3-й класс. За время работы мы с учениками выполнили несколько проектных работ.
В первом классе в рамках предмета Окружающий мир выполнили проектную работу «Достопримечательности города, в котором я живу». Этот проект был индивидуальным, так как оказалось, что навык работы в группе, умение договариваться еще не сформированы.
Каждый ребенок должен был подготовить фоторассказ о любом объекте нашего города. Для того, чтобы объекты не повторялись провели опрос, данные о котором представлены перед Вами.
«О каких достопримечательностях вы хотели бы узнать подробнее?»
Казанский кремль - 4 чел. Мечети – 4 чел.
Театры – 4 чел. Храмы – 4 чел.
Музеи – 3 чел. Зоопарк – 1 чел.
Парки – 3 чел. Цирк – 0 чел.
На втором этапе (Планирование деятельности) совместно с учителем составили план исследования, определили порядок действий и источники поиска информации.
- История объекта с момента постройки до сегодняшнего дня;
- Значение объекта;
- Почему я выбрал этот объект?;
- Легенды.
На третьем и четвертом этапах (Поиск информации и Оформление результатов) каждый ребенок работал самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Ребята исследовали свои объекты, провели экскурсию, фотосессию, собрали информацию, оформили собранную информацию в виде проекта и подготовили сообщение.
На пятом этапе (Презентация) прошла презентация подготовленных работ. На уроке окружающего мира заслушали выступления ребят. Провели самооценку проделанной работы с использованием сигнальных карточек в виде смайликов.
- У меня все получилось.
- У меня все получилось, но были затруднения.
- У меня возникли затруднения.
Проектную работу «Я за здоровый образ жизни» выполняли в первом классе в рамках программы по внеурочной деятельности «Тропинки здоровья» и школьного мероприятия «Поезд здоровья».
Данная проектная работа направлена на формирование понятия «здоровый образ жизни» и приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
Разговаривая о здоровом образе жизни, ребята выделили проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы не болеть?
Тематика исследования определяется из интересов ребенка. Сформировали группы для поиска информации:
1 группа – «Теоретики» (подбирают теоретический материал)
2 группа – «Практики» (спортсмены и оформители)
3 группа – «Сценаристы» (раскрывают тему через сценку)
На втором этапе (Планирование деятельности) совместно с учителем составили план работы:
- нарисовать рисунки «Здоровый образ жизни»;
- подобрать стихи о спорте, витаминах, правилах личной гигиены;
- подготовить фоторассказ о виде спорта, которым я занимаюсь;
- подобрать сценарий и костюмы для сценки;
- оформить стенгазету.
На третьем этапе (Поиск информации) каждая группа работала самостоятельно. «Теоретики» подбирали стихи, «Практики» готовили фоторассказ о себе, «Сценаристы» подбирали сценарий и костюмы.
На этапе оформления результатов провели выставку рисунков, заслушали рассказы спортсменов нашего класса. Оформили стенгазету. Отрепетировали сценку.
Защита проектной работы прошла в рамках школьного мероприятия «Поезд здоровья». Заняли призовое место.
Проектную работу «Профессии» выполняли во 2 классе в рамках предмета Окружающий мир. Данная работа направлена на пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека и формирования навыка работать в группах. Группы сформировали по личным интересам учащихся.
Изучая тему «Профессии» в рамках предмета, учащиеся выделили проблемный вопрос: Какая профессия мне интересна? Поставили перед собой задачи:
- Поговорить с родителями об их профессиях.
- Узнать о других профессиях.
Результат исследования оформить в виде стенгазеты.
На этапе планирования действий разработали план и распределили обязанности внутри каждой группы:
- Посетить «Город профессий»;
- Собрать информацию о профессиях, используя различные источники;
- Подобрать загадки, пословицы, поговорки о профессиях;
- Провести классный час на тему «Профессия каждая – самая важная»;
- Оформить стенгазету.
На этапе поиска информации учащиеся работали самостоятельно. Ребята опросили своих родителей, собрали информацию о профессиях, провели классный час на тему «Профессия каждая – самая важная», посетили «Город профессий».
На этапе оформления результатов ребята проанализировали собранную информацию, отобрали необходимый материал и выполнили проектную работу в группах.
На уроке окружающего мира ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями, выражали свое мнение о полученных результатах.
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения способствует знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование исследовательских навыков младших школьников в проектной деятельности"
Презентация по внеклассной работе...
Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности
Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Формирование исследовательских навыков младших школьников.
Программа предполагает тренинг, исследовательскую практику и мониторинг. Тренинг - это специальные занятия и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Важно развить у детей умение вид...
Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности
Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...