проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

дегтяренко елена алексеевна

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx631.79 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №7 п.Коммаяк

Дегтяренко Елена Алексеевна

       

Для реализации темы моего педагогического исследования созданы оптимальные условия совместной деятельности учителя со школьниками: создан современный кабинет начальных классов, активно используется школьниками библиотечно-информационный центр школы, есть возможность использовать ресурсы сети Интернет для получения и переработки новой информации.

Одним из условий становления моего педагогического опыта является развитие познавательных навыков учащихся и развития их критического и творческого мышления.

В школе создаются условия для максимального развития личности каждого ребенка, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

Учителя планируют учебный материал в соответствии с потребностями каждого ребенка, т.к. наша школа со смешанным контингентом школьников: в ней учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

И поэтому цель школы – создать условия для того, чтобы каждый ученик имел возможность реальной, социально значимой деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

(слайд)

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, я пришла к выводу о том, что моя роль, как учителя, не только дать младшим школьникам высокий прочный уровень обученности, но и сформировать у них стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Так ориентация на творческую деятельность необходима и в рамках урока, и во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя, готовя к уроку материал облегченного характера.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, В.В.Рубцова, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

В связи с этим, я обратилась к методу проектов, чтобы удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности.

В качестве основных неоспоримых достоинств метода считаю: высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. (слайд)В целом, как подчеркивает В.Гузеев, “…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия”.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, – весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

При организации проектной деятельности в начальной школе я учитывала возрастные и психолого-физические особенности младших школьников. Поэтому темы детских проектных работ выбирала из содержания учебных предметов или близких к ним областей, например,(слайд) “Жизнь леса”, “Моя любимая буква”, “Устное народное творчество” и другие. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, была в области познавательных интересов учащихся и находилась в зоне их ближайшего развития.

Практика моей работы по данной теме показала, что все темы, предлагаемые в качестве “проектных”, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты.

И поэтому я обратилась к такой теме, как «Устное народное творчество».(слайд)Здесь возникает вопрос: «Почему наши дети плохо читают? Нужно ли знакомить младших школьников с устным народным творчество в 21 веке? Помогают ли различные жанры устного народного творчества развитию современной личности?

(Слайд) Что такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Данный проект проводится в рамках предметной области литературное чтение, для учащихся 1-4 классов по программе «Школа 2100». Круг чтения для учеников начальной школы включает в себя произведения устного народного творчества. Проект направлен на реализацию ФГОС, расширение кругозора уч-ся, установление тесного контакта между семьёй и школой, для привития любви к Родине, воспитанию патриотизма, традициям и обычаям родной страны. В рамках работы над проектом ребята учатся работать  группе, выполнять различные роли, уважать мнение окружающих, слушать одноклассников, выступать самим. В процессе работы начинается формирование ключевых общепредметных и предметных компетенций учащихся.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:        

Способность формированию духовно-нравственному развитию младших школьников.

(Слайд)

Методические задачи:

-расширить кругозор уч-ся по народному творчеству;

-развитие навыков беглого чтения, творческого мышления;

- воспитание доброты, милосердия, уважительное отношение к окружающему миру;

-воспитание любви к своей родине;

-уметь находить информацию, относящуюся к теме;

-сотрудничество друг с другом при выполнении проекта;

-доводить начатое дело до конца.

Слайд. Виды проектов:

  • проекты наблюдения;
  • проекты рассказы;
  • конструктивные проекты;

экскурсионные проекты

Слайд

Реализация данного проекта проходит в течении 4 лет:

1 класс-Работа с малыми жанрами УНТ ( пословицами, поговорками, загадками).

2класс-изготовление книжек-малышек « Любимые сказки»

3 класс- инсценирование русской народной сказки « Репка»

4 класс-     « Пишем сказку»  4 класс                        

Итак, поэтапно из года в год дети знакомятся с устным народным творчеством.

(слайд)

В народе недаром говорится «Пословица к слову молвится. Она для украшенье и поступкам объясненье».

Как известно, малые жанры фольклора составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с загадками, пословицами и поговорками в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает речь учащихся.

Эти жанры наиболее удобны для изучения ввиду малого объёма, в них заключён  богатейший опыт народа. Каждое поколение приобретало знания в труде, в наблюдениях над погодой и окружающим миром, над взаимоотношениями людей.

Тексты русских загадок, народных пословиц и поговорок могут активно использоваться на уроках в начальной школе на уроках чтения и русского языка. Учащиеся знакомятся с  данными жанрами, их историей, особенностями содержания и формы, собирателями и исполнителями, на их примерах постигают орфографические и грамматические правила, они же являются и темами устных рассказов, программных изложений и сочинений.

Наиболее интересным, на мой взгляд, является исследовательская работа с пословицами, которую можно предложить учащимся начальных классов.

(слайд)

Первый класс — это первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже с первых дней в школьном букваре в разделе для читающих помещены пословицы. В процессе обучения учитель постоянно загадывает загадки, побуждая учащихся к мыслительной деятельности. Дети слушают или читают их, высказываются по содержанию, анализируя глубокий смысл, народную мудрость. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребенку высказаться. Ведь высказывая своё мнение, он отражает свой внутренний мир, то, чем он дышит и живёт. Учитель ищет первых «исследователей», а ребята получают опыт первого публичного выступления.

Затем появляются задания подобрать пословицы по темам, изученным на уроке. Не умеющий читать первоклассник расспросит взрослого, читающий сам полезет в книжку, сходит в школьную библиотеку.

Затем можно организовать проектно-исследовательские конкурсы, которые подскажет сама школьная жизнь. Дети знакомятся друг с другом, запоминают имена, удивляются необычным, редким. На данном этапе может быть предложена тема «Имена в народных пословицах». Дети утверждаются в детском коллективе, появляются лидеры, желающие быть первыми в делах, в учёбе. Вот тема для умеющего хорошо читать ученика: «Пословицы, каких не найдёшь в школьном учебнике», «Необычные загадки про школьные принадлежности».

Важно привлекать к такой деятельности и родителей учащихся. Ведь кто, как не они пополняют домашнюю библиотечку, запишут своего ребёнка в районную или городскую библиотеку, сходят с ним к бабушкам и дедушкам, которые помогут внукам в разговорной речи усвоить малые жанры фольклора.

Чтобы организовать работу, необходимо составить план работы над темой совместно с учеником или группой учеников. По определённым темам исследование можно проводить и в группе. Например, «Пословица недаром молвится», «Человеческие пороки в малых жанрах фольклора», «Русские пословицы – путеводитель по родной стране».

Совместно с учеником формулируем проблему, которую необходимо решить в рамках предстоящего исследования. На данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему. Совместно формулируем цели и задачи исследования. Следующий этап – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. Затем следуют отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе учитель, следуя плану исследования, вместе с ребёнком выстраивает текст выступления.

        Чтобы ученик довёл работу до конца, необходимы время, терпение и изобретательность. Малые жанры фольклора за время исследовательской работы, интересной самому ученику легко войдут в его активный словарь.

        Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая, как правило, проводится в конце учебного года.(слайд) Здесь ребята демонстрируют свои  поделки по теме «Устное народное творчество», рисунки пословиц, в классе провели Игру-путешествие по теме  «Пословицы и поговорки»

(Слайд

Викторина.            

1.Вставьте рисунок в пословицу.

Дареному …. в зубы не смотрят. (Коню)

Когда … на горе свистнет. (Рак)

… рубят – щепки летят. (Лес)

Не …, так и молчи. (Корова)

Не плюй в … - пригодится воды напиться. (Колодец)

Большому … - большое плавание. (Кораблю)

Дундина Диана:     Подберите пословицу к иллюстрации

 

Не рой другому яму – сам в нее попадешь.

               

 Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению.  На втором этапе работы над  проектом мы работаем со сказками.

(слайд)

(слайд) Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал.(слайд) Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.

(слайд)  На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами и старинными праздниками Руси. Наш проект помогает познакомиться с русскими праздниками и обрядами, например «Масленица».(Слайд) В классе мы провели этот праздник , где ребята пели народные песни, заклички , играли в народные игры.  С помощью работы над проектом у родителей появится возможность передать детям семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.

(Слад)

Основополагающие и проблемные вопросы проекта:

- Откуда берутся сказки?

- На какие группы делятся русские народные сказки?

- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?

- Чему учат сказки?

- Основные признаки сказки?

- О чем мечтал народ в сказках?

- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?

(слайд)

Гипотеза:

Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа,  с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.

(слайд)

На данном этапе проекта ребята рисуют сказку и былины, изготавливают книжки-малышки.

На следующем этапе с начала года готовились к инсценированию сказки «Репка»

(слайд)

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- Изучение обычаев и традиций русского народа.

- Связь сказки с бытом русского народа.

- Словарная работа со старорусскими словами.

- Создание эскизов костюмов.

- Написание сценария сказки.

                   (слайд)

                    - Инсценирование сказки “Колобок” (показ фото с инсценировкой сказки)

Провели викторину по сказкам.

Давайте посмотрим, а насколько вы знакомы устным народным творчеством.

(слайд)

А в четвёртом классе планируем сочинить свою сказку. Мной будут предложены такие задания как:

 

Придумайте персонажей для своей сказки: добрых и злых, главных героев и второстепенных. Продумайте их особенности, "изюминку". В сказке нет полутонов: мир делится на чёрное и белое, хорошее и плохое. И главный герой  однозначно должен вызывать симпатию, даже если он дурак, как Иван или лентяй, как Емеля.  А героем может стать кто и что угодно - здесь открывается полный простор для фантазии. Вспомните Ваши первые сказки: "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка". Персонажи могут быть и позатейливее, как  в современном сказочном творчестве. Можете сотворить своего авторского, ни на кого не похожего героя! Собственно, именно с его определения, некоторой характеристики начинается завязка сказки. "Кто, где, когда жил" - можно следовать этой схеме.

Советы по созданию сказки

Спокойные ноты сменяются на интригующие: случается некое неожиданное событие, с которого для главного героя начинаются яркие, невероятные приключения с чудесами, превращениями, волшебными предметами! Этому повествованию посвящена основная часть сказки. Герой выполняет задания, преодолевает препятствия. А в этом ему помогают друзья - волшебные помощники (классический пример - Конёк-горбунок). Но сказка может быть и более спокойной, оставаясь при этом поучительной и мудрой. Например, в детской сказке "Теремок", по сути, не происходит никаких приключений. Но сказка учит нас дружбе, помощи, отзывчивости, а ещё трудолюбию: вместе можно горы свернуть или построить новый теремок. Но если Вы хотите, чтобы Вашу сказку слушали, раскрыв рот, приготовьтесь к замысловатому сюжету с погоней, с чудесами. В какой-то момент становится страшно, а потом весело. Герой может быть на волоске от смерти, но на помощь придёт живая вода или верный помощник окажется тут как тут: сказочный герой в огне не горит и в воде не тонет.

Для того чтобы правильно написать сказку, пользуйтесь стилистическими приёмами: троекратными повторами, преувеличениями (гиперболой), противопоставлениями (антитезой: "большой и маленький", "толстый и тонкий") и, конечно, украшающими определениями (эпитетами: "премудрая", "прекрасная"). Это создаёт традиционную сказочную атмосферу и позволяет охарактеризовать героев. Сказка написана не теми словами, не тем слогом, что обычное сочинение. И именно потому она читается на одном дыхании. А ещё легко запоминается!

Работа с родителями:

На протяжении всего проекта в работу были вовлечены родители. Они помогали в работе с пословицами и поговорками, в создании книжек-малышек, в изготовлении костюмов для спектакля.(слайд) Так же с удовольствием выступали вместе с детьми в школьных мероприятиях с номерами художественной самодеятельности, взятых из русского фольклора.

(слайд)

В ДАЛЬНЕЙШЕЙ В СВОЕЙ РАБОТЕ Я БУДУ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ВНЕДРЯТЬ ВСЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА, РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК, ТАК КАК Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции, которые мы должны сохранить, воспитывая у детей патриотизм и любовь к родине. Развиваеть чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

(Слайд)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...