Конспект коррекционного занятия по теме "Наши глаза" у детей 5-6 лет с нарушением зрения
план-конспект

Кулагина Лидия Борисовна

Данное занятие призвано в игровой форме:

- познакомить с ролью органа зрения в жизни человека;

- способствовать пониманиюо том, какую информацию об окружающем мире можно получить с помощью зрения;

- закреплять правила ухода за глазами.

Коррекционное занятие "Наши глаза" может быть использовано и для нормотипичных детей. Также для детей 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями лёгкой или умеренной степени выраженности, имеющих сопутствующую патологию органа зрения. При необходимости длительность и наполненность занятия может быть скорректирована в меньшую сторону. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulagina_lb_konspekt_korrekts._zanyatiya_zrenie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

коррекционного занятия

по теме «Наши глаза»

Разработала:

Кулагина Лидия Борисовна

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности (дети 5-6 лет с нарушением зрения – слабовидящие, амблиопия, косоглазие)

Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):

– игровая,

– познавательно-исследовательская,

– коммуникативная,

- двигательная,

- изобразительная (рисование).

Коррекционно-образовательные задачи

1 группа – когнитивный опыт личности:

- продолжать знакомить с ролью органа зрения в жизни человека;

- способствовать пониманию о том, какую информацию об окружающем мире можно получить с помощью зрения;

- закреплять правила ухода за глазами.

2 группа – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру:

- воспитывать бережное отношение к глазам;

3 группа – опыт практической деятельности:

- развивать цветовосприятие, зрительное внимание;

- упражнять в ранжировании предметов по убывающей и возрастающей величине;

- закреплять умение находить предметы определённой геометрической формы в окружающем мире.

Материалы и оборудование:

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– карты-задания для практической деятельности (карточки с контурами предметов для закрашивания).

2) материалы для преобразования и трансформации

– игровой материал игры (геометрические фигуры, разрезная головоломка «Подбери узор»);

3) материальные средства для деятельности детей

– письменные принадлежности (цветные карандаши, фломастер);

- машинки;

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– индивидуальные зеркала.

4) дидактический материал

– рисунок глаза;

- игрушка котёнок, корзинка;

- палочки Кюзинера.

Логика совместной деятельности тифлопедагога

и детей

Этап

Деятельность тифлопедагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

1.  Беседа о глазах, форма организации детей – групповая: педагог привлекает внимание детей, загадывая ребятам загадку о глазах.

По буквам, по строчкам,

По цифрам, по точкам

Бежали, бежали,

Бежали – устали (глаза).

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются (глаза).

Затем закрывает одному ребёнку глаза повязкой и просит объяснить, что ребёнок увидел, после чего педагог объясняет, для чего нужен орган зрения. Затем педагог демонстрирует детям изображение глаза (рисунок) и рассказывает стихотворение о глазах. Тифлопедагог просит ребят снять очки, потрогать свои глаза, посмотреть в глаза друг другу, обратить внимание на брови и ресницы; педагог ещё раз объясняет, что такое зрение и как называется врач, «который лечит глаза».

Дети слушают загадку и стихотворение, выполняют задание педагога, отвечают на вопросы о важности зрения, участвуют в формулировании выводов.

Содержательно-деятельностный

1. Д\задание «Путаница», форма организации детей – индивидуальная: педагог раздаёт каждому ребёнку карточки с контурами предметов; сначала просит посмотреть и назвать все фрукты и овощи, изображённые на карточках, а затем назвать только те, в которых есть «витамины для глаз». После этого детей просят обвести и раскрасить морковку. Педагог формулирует вывод: наши глаза помогают найти нужный предмет.

2. Д\задание «Подбери узор», форма организации детей – индивидуальная: педагог раздаёт каждому ребёнку игровой материал игры разрезную головоломку «Подбери узор». Педагог поясняет, что к каждой карточке необходимо подобрать подходящий узор и назвать все цвета. Педагог формулирует вывод: глаза помогают узнать цвет предмета.

3.Зрительная гимнастика, форма организации детей – индивидуальная: педагог раздаёт каждому ребёнку маленькое зеркало, предлагает посмотреть в него и даёт словесную инструкцию по движению глаз. Затем педагог каждому ребёнку на указательном пальце рисует смайлик, просит движение пальца к носу и объясняет особенности видения предметов вдаль и вблизи. Педагог формулирует вывод: глаза умеют видеть далеко и близко.

4. Д\игра «Найди предмет заданной формы», форма организации детей – индивидуальная: педагог  раздаёт каждому ребёнку геометрические фигуры. Педагог обращает внимание детей на то, что находящиеся вокруг нас предметы имеют определённую форму. Затем педагог показывает на любой предмет, находящийся в комнате и просит детей. Чтобы они показали соответствующую геометрическую фигуру и назвали её. Педагог формулирует вывод: наши глаза различают форму предметов.

5. Д\задание «Разложи палочки по величине», форма организации детей – индивидуальная: педагог даёт каждому ребёнку набор палочек Кюзинера, затем даёт задание разложить палочки от самой короткой до самой длинной и наоборот. Педагог формулирует вывод: наши глаза различают предметы по величине.

6. Физминутка, форма организации детей – групповая: педагог рассказывает стихотворение и показывает определённые движения.

Капля первая упала, кап! – движение глаз вверх-вниз

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели – взор вверх

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали – круговые движения кистями

Туфли, посмотрите, мокрыми стали – взор вниз.

Мы плечами поведём – движение плечами вверх

И все капельки встряхнём.

От дождя мы убежим – бег на месте

Под кустом мы посидим – приседание.

7. Д\игра «Скажи, где находится предмет», форма организации детей – групповая и индивидуальная: педагог демонстрирует детям игровой персонаж (котёнок) и создаёт проблемную ситуацию: просит одного ребёнка закрыть глаза и ответить, что он видит. Педагог акцентирует внимание детей на том, что с закрытыми глазами орган зрения не работает. Затем педагог прячет котенка в корзинку, за корзинку, перед корзинкой, на столе, под столом, между корзинкой и мячом и просит детей ответить, где находится котёнок. После этого каждый ребёнок получает машинку, педагог даёт задание покатать машинку в разных направлениях. Педагог формулирует вывод: наши глаза говорят нам о направлении движения.

8. Д\игра «Можно-нельзя» форма организации детей – групповая: педагог актуализирует имеющийся опыт детей, напоминает о ценности зрения, задаёт соответствующие вопросы (не более 10).

Можно грязными руками трогать глаза?

Можно каждый день утром и вечером промывать глаза тёплой водой?

Можно кушать овощи, фрукты, ягоды, полезные для глаз?

Можно забывать дома очки, если врач назначил их носить?

Можно долго смотреть телевизор и играть в компьютер?

Можно близко сидеть у телевизора?

Можно делать зрительную гимнастику?

 Педагог формулирует общие выводы про орган зрения.

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, раскрашивают предметы по контуру, участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают, выполняют задание: подбирают подходящий узор и называют цвета, участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают, смотрят в зеркало, повторяют за педагогом движения, участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают, отвечают на вопросы педагога, выполняют задание, находят соответствие, называют геометрические фигуры. Участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают, выполняют задание: выкладывают палочки Кюзинера в определённой последовательности; участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают и повторяют движения за педагогом.

Дети слушают, выполняют указания педагога, отвечают на вопросы, угадывают, где находится предмет, катают машинки; участвуют в формулировании выводов.

Дети слушают, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании выводов.

Оценочно-рефлексивный

Педагог вербально анализирует и оценивает индивидуальную и групповую работу детей.

Дети слушают,  осуществляют самоконтроль (сравнение с образцом), рефлексируют (самоанализ деятельности),  формулируют выводы.

Методы и приемы 

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа информационного характера;

– демонстрация рисунка глаза.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (беседа, рассказ стихотворения);

–наглядные (показ способа действия);

–практические (упражнение, поручение);

– создание проблемной ситуации.

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

–самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом),

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с ОНР (подготовительная к школе группа)

Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе...

Конспект занятия кружка «Волшебный пластилин» с обучающимися 4 класса с нарушениями зрения по теме «Изготовление панно «В гостях у сказки»

План-конспект внеурочного занятия для обучающихся 4 класса с нарушениями зренияПанно «В гостях у сказки». Цели: обучить детей с нарушениями зрения новым приемам изготовления панно в технике «плас...

Конспект коррекционного занятия для детей с ОВЗ, посвященное Дню Космонавтика.

На занятии учащиеся не только развивают практические навыки, но и получают теоретические знания о нашей стране, наших традициях.На занятии развиваются мышление, память, внимание....

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...

коррекционное занятие "Развитие цветовосприятия" для детей обучающихся по АООП приказ 1599

коррекционное групповое зантятие  для детей обучающихся по АООП приказ 1599....

Рекомендации для занятий по рисованию в начальной школе с детьми (с нарушениями зрения)

Рекомендации по организации рабочего места обучающегося, по ихразмещению и особые требования к наглядному материалу....