Презентация «Технологии сопровождения обучающихся с РАС»
презентация урока для интерактивной доски (2 класс)
Тьюторское сопровождение - это персональное сопровождение ребенка во время обучения в школе для формирования комфортных и эффективных условий, позволяющих раскрыть его внутренний потенциал.
Тьюторские функции:
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Сопровождение ученика на уроке предполагает:
1) присутствие тьютора на уроках;
2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий, составляющие его деятельность на уроке в целом.
Что надо делать тьютору?
Увидеть и понять интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности его развития. Научить «слушать себя» свой темп действия.
В практике работы тьютора начальных классов можно использовать технологию тьюторского сопровождения, как средства постоянного развития познавательного интереса, на основе отраженной педагогической ситуации. Решение задач по развитию познавательного интереса младших школьников осуществляется последовательно посредством использования тьюторских способов сопровождения в педагогических ситуациях, которые способствуют созданию условий для самореализации и саморазвития. Каждую ситуацию, представляющую фрагмент педагогического процесса, объединяет общая педагогическая цель, предполагающая развитие у младших школьников познавательного интереса к предмету, на основе осознания своего интереса, его личностной значимости при изучении данного предмета и становления исключительно положительного отношения к познавательной деятельности. Во время ситуаций тьютором и учениками используются соответствующие тьюторские способы развития познавательного интереса.
В работе используются подсказки:
• Физические подсказки (тьютор корректирует своими руками движения обучающихся).
• Жестовые подсказки (тьютор указывает рукой, пальцем).
• Моделирование (тьютор показывает обучающемуся действие, которое нужно сделать).
• Вербальные подсказки (тьютор говорит то, что должен сделать обучающийся).
• Зрительные подсказки.
• Визуальные подсказки.
Учебный процесс необходимо максимально визуализировать ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформировано:
- понимание речи (такой ребенок часто может «не слышать» обращения);
- умение определять временные границы;
- умение самостоятельно планировать собственное время;
- отсутствие понимания последовательности событий.
Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на уроке. В расписании отображаются виды уроков, задания, завтрак, обед, перемены и уход домой.
Данный прием необходим для соблюдения ребенком учебных правил, благодаря расписанию он видит, в какой момент нужно заниматься, а в какой отдыхать, и когда закончится занятие.
Визуализация режимных моментов важна еще и потому, что слово «нет» для таких детей представляет одну из самых больших проблем. Часто слово «нет» звучит для них, как приговор и как окончательный отказ.
В работе используем карточки (PECS) с названием предметов и изображением режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что происходит сейчас и что произойдет позже. При помощи визуальных карточек так же четко должна планироваться деятельность ученика с расстройством аутистического спектра в течение урока. Введение визуального плана урока поможет учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство детей, установить определенные правила поведения.
Расписание деятельности на уроке располагается сбоку от доски. Для детей это большое подспорье. (Пример таких подсказок вы видите в презентации).
Визуализация плана урока имеет преимущества:
- ребенок знает, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки;
- повышается уровень самостоятельности ребенка, осуществляется подготовка к смене деятельности;
- учащиеся получают возможность ощущение того, что что-то достигнуто.
Многие дети с РАС не умеют соблюдать определенные установленные правила. Это связано обычно с тремя факторами: непониманием этих правил, нежеланием их соблюдать и невозможностью регулировать и контролировать свое поведение.
Данная группа навыков формируется путем постепенного ознакомления детей с основными принятыми в учреждении правилами. Такое ознакомление часто осуществляется путем использования визуальных подсказок.
Например, ребенку помогаю показать при помощи указательного жеста и кивания головой, что он хочет или не хочет. Или помогаю показать или дать другому человеку карточку с изображением желаемого предмета.
У нас с детьми существует ритуал. Каждое утро учим детей здороваться. Этот навык нам удалось отработать, так же по фотографии звать ребёнка по имени, провоцируя зрительный контакт. Ребёнок хорошо реагирует на своё имя, даже тогда, когда «уходит в себя», сразу отзывается на имя и происходит осознание что он в классе и готов работать.
Учим обращаться за помощью словом «помоги». Часто у детей возникают трудности при выполнении заданий, а также при переодевании, они не могут сформулировать просьбу о «помощи».
Организовываю с другими детьми обучающие ситуации на переменах, в которых дети что-нибудь просят у особенного ребенка. Дети обращаются к особому ребёнку по имени «Лена, дай пожалуйста мяч для игры». Обучение указательному жесту (указательным пальцем). Обучение чёткому выражению своих желаний (Да», «Нет», «Хочу», «Не хочу», «Буду», «Не буду»).
Обучение правильному поведению на уроках (поза, посадка, положение рук, взгляд в глаза или на материал). Сидим за партой правильно.
На перемене готовимся к уроку. Смотрим в расписание и выкладываем на парту учебник, тетради и пенал.
Обучение и развитие социально-бытовых навыков. На этом этапе ребёнок выполняет доступные для него виды бытовой деятельности. Тьютор на этом этапе работает:
1) над обучением умению наблюдать за поведением других людей и копировать их положительное поведение. «Посмотри, как дети складывают вещи в рюкзак…»
2) Развивать навыки: а) переодеваться — над этим навыком работаем второй год. Дети научилась переобуваться самостоятельною.
б) вешать аккуратно одежду. Пытаюсь развить этот навык, но одежда падает, не выворачивается, не хочет иметь своё место. Как заевший телефон «вещи выворачиваем, аккуратно вешаем на спинку стула»
в) готовиться к уроку
г) мыть руки, перед завтраком и обедом моем руки с мылом, сушим или вытираем бумажным полотенцем, полотенце выбрасываем в урну.
д) убирать за собой (после ИЗО). Стараемся действовать по алгоритму. Складываем в папку цветную бумагу, картон, ножницы, клей, закрываем папку, относим на хранение в шкаф.
При работе с детьми и с целью поощрения используем разнообразные Смайлики, которые подкрепляют правильные ответы учащихся.
Детей обучаем навыку просьбы. Чтобы он мог спокойно попросить у взрослого что он хочет. Для этого использует карточки. Жест. Взгляд. Как просьба.
Благодаря взаимодействию учителя и тьютора в классе у всех детей отмечается положительная динамика:
Сформировано учебное поведение во время занятий;
Сформированы навыки самообслуживания (Могут раздеваться и одеваться самостоятельно.
Самостоятельно или под контролем пользоваться туалетом.)
Сформирован навык игры с другими детьми.
Частично сформирован навык просить желаемое.
В зависимости от уровня развития детей с РАС и их специфических особенностей подходы и стратегии работы по формированию навыков социального взаимодействия разные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_soprovozhdeniya_obuchayushchihsya_s_ras.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представьте себе, что вы оказались в незнакомой стране, вокруг говорят на неизвестном вам языке, вы не представляете, как вести себя, к вам предъявляют какие-то непонятные требования. К тому же звуки то слишком громкие, то очень тихие, свет яркий или его явно не хватает, кто-то толкается, окружающее пространство постоянно меняется. Вы растеряны, испуганы… Вот так чувствует себя ребёнок с РАС, попадая в незнакомую обстановку.
Т ьютор – это человек, который помогает ребёнку адаптироваться в этом мире. Помогает сориентироваться. Учит многим навыкам: от бытовых до академических и социальных. То, чему нормотипичные сверстники обучаются в процессе игры, имитации, жизни, этому наших подопечных нужно учить специально. Тьютор помогает сделать программу обучения более индивидуальной, подстраивает под особенности ребёнка. Учитывает сильные стороны воспитанника и подтягивает то, что отстает.
В практике работы тьютора начальных классов используются соответствующие тьюторские способы развития познавательного интереса. В своей работе я использую следующие подсказки: • Физические подсказки (тьютор корректирует своими руками движения обучающихся). • Жестовые подсказки (тьютор указывает рукой, пальцем). • Визуальные подсказки. • Моделирование (тьютор показывает обучающемуся действие, которое нужно сделать). • Вербальные подсказки (тьютор говорит то, что должен сделать обучающийся). • Зрительные подсказки.
Учебный процесс необходимо максимально визуализировать ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформировано: - понимание речи (такой ребенок часто может «не слышать» обращения; - умение определять временные границы; - умение самостоятельно планировать собственное время; - понимание последовательности событий.
Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на уроке. В расписании отображаются виды уроков, задания (если ребенок находится продолжительное время в образовательном учреждении), перемены и уход домой. Введение визуального плана урока поможет учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство детей, установить определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Расписание деятельности на уроке располагается сбоку от доски.
Визуализация плана урока имеет преимущества: - ребенок знает, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки; - повышается уровень самостоятельности ребенка, осуществляется подготовка к смене деятельности; - учащиеся получают возможность ощущение того, что что-то достигнуто.
Особое значение имеет работа с помощью карточек ( PECS) с названием предметов и изображением режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что происходит сейчас и что произойдет позже, показать или дать другому человеку карточку с изображением желаемого предмета.
При работе с детьми и с целью поощрения используем разнообразные Смайлики, которые подкрепляют правильные ответы учащихся.
Детей обучаем навыку просьбы. Чтобы он мог спокойно попросить у взрослого что он хочет. Для этого использует карточки. Жест. Взгляд. Как просьба.
За период работы в классе у всех детей отмечается положительная динамика: Сформировано учебное поведение во время занятий; Сформированы навыки самообслуживания (Могут раздеваться и одеваться самостоятельно. Самостоятельно или под контролем пользоваться туалетом.) Частично сформирован навык просить желаемое. Сформирован навык игры с другими детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении"
Презентация о логопедическом сопровождении обучающихся в школе....
Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...
презентация "Особенности сопровождения обучающихся с ОВЗ"
Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях...
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...
"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"
Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...