Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов.
статья

корешкова юлия юрьевна

        Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная работа как способ оценивания

достижения предметных и метапредметных результатов

        Одна из актуальных проблем современного образования вообще и начального в частности – оценивание достижений обучаемого. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс входит в состав компонентов деятельности, является её регулятором и показателем результативности.

Традиционный вариант оценивания, к которому привыкло несколько поколений учителей и учеников, – это отметки, выставляемые по пятибалльной шкале. Максимум, что можно оценить таким способом, – знаниевый уровень учащегося на момент проверки.

         В соответствии с ФГОС НОО в конце учебного года производится оценка предметных и метапредметных результатов каждого учащегося. Личностные результаты, основное содержание которых строится вокруг выявления сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений, не подлежат персонифицированной оценке.

Оценивание предметных результатов рассматривается с позиции достижения планируемых результатов по отдельным предметам. Процесс оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий при определении метапредметных результатов обучающихся может быть организован в виде решения специально сконструированных диагностических задач, выполнения проверочных заданий по отдельным предметам, а также комплексных заданий на межпредметной основе.

           В отличие от итоговых проверочных работ предыдущего поколения комплексные работы для решения поставленной задачи требуют от ученика умения интегрировать знания и умения из различных разделов программы.

Итоговая комплексная работа:

краткая характеристика и особенности

        Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Работы строятся на основе несплошного текста к которому дается от 5 (в первом классе) до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика.

        С помощью системы таких работ для 1 – 4 классов предполагается вести оценку сформированности следующих предметных навыков:

  • В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
  • техника и навыки чтения
  • скорость чтения «про себя» несплошного текста (в скрытой для детей форме);
  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ ИЛИ ДИСЛЕКСИЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

  • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.;
  • создание микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по прочитанному тексту.

В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

  • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
  • целостность системы понятий (4 кл.);
  • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи (начиная с 1-го класса);
  • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
  • разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.);
  • синтаксический разбор предложения (4 кл.);
  • умение строить свободные высказывания:
  • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
  • предложения
  • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
  • на этическую ситуацию
  • на нравственную и социальную проблему
  • на экологические проблемы
  • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
  • сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
  • словарный запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
  • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
  • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
  • умение рассуждать и обосновывать свои действия;

  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
  • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
  • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
  • объекты живой и неживой природы;
  • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
  • распознавание отдельных географических объектов;

  • сформированность первичных предметных способов учебных действий
  • навыков измерения и оценки;
  • навыков работа с картой;
  • навыков систематизации;
  • сформированность первичных методологических представлений
  • этапы исследования и их описание;
  • различение фактов и суждений;
  • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

        Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

        Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по

  • проведению работ;
  • оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
  • оцениванию работы в целом
  • интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
  • фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

           Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом из них предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть  представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое определяется особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации. В работе используются разнообразные типы и

формы заданий.

Перед тем как дети приступают к выполнению комплексной работы, учитель полностью читает её вслух и просит учащихся задать вопросы, касающиеся последовательности выполнения заданий, оформления решения и проч. Заметим, что вопросы могут возникать у учащихся также непосредственно в процессе выполнения работы. Учитель отвечает только на те из них, которые не являются подсказкой к решению. В тексте работы использованы следующие условные обозначения:

– необходимые инструменты и материалы;

– использование чертёжных принадлежностей;

– практическая работа;

– вычисления.

          В зависимости от контингента класса, уровня обученности и прочих условий учитель может самостоятельно распределить баллы за выполнение заданий.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предетах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников

Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников...

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...