Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
статья
Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
Множество инноваций предстоит осуществить учителям начальных классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Всем участникам образовательного процесса важно осознать, что новые стандарты ориентированы на достижение младшими школьниками качественно новых целей и результатов. В материалах стандарта личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника выступают результатом образования. Если понимание личностных и предметных результатов у учителей есть, то метапредметмые результаты, их формирование и диагностирование у учащихся ещё предстоит осваивать.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности учащихся – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Осваиваются универсальные способы деятельности учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»[1]. Эти программы впервые вводятся в практику работы начальной школы с 2011 года.
Теоретической основой разработанных нами комплексных работ для учеников первых классов выбраны следующие подходы: личностно ориентированный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), компетентностный (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.) и гендерный (С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Н.А.Загайнов, А.В. Мудрик и др.).
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы выбраны несплошные тексты. Несплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми первоклассники встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности. Кроме того, при составлении текстов мы учитывали разные познавательные интересы мальчиков и девочек.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе[2]. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности первоклассников: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение разработанных нами двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность первоклассников действовать в разных предлагаемых ситуациях[3].
Практически все разработанные нами задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа: задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте); задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения).
Для развития у первоклассника умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого мы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий первокласснику предлагается в игровой форме провести самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?
Время выполнения комплексной работы – два урока, работа выполняется в два дня. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, уровня его сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений; учитывается полнота и правильность выполнения задания.
Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика не достаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у такого ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.
Для учителя в таблицах №1 и №2 представлены рекомендации по оценке выполнения заданий, план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания и баллов за его выполнение[3]. Мы полагаем, что младшие школьники должны приобретать опыт выполнения комплексных работ, позволяющих оценить уровень достижения ими метапредметных результатов образования.
Оценка метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. К ним относятся:
∙ способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
∙ умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
∙ умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познаватлеьных и практических задач;
∙ логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
∙ умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
1. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
2. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УД.
3. достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
Методическая разработка по теме "Формирование предметных и метапредметных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения"
Эта методическая разработка поможет Вам при подготовке урока литературного чтения в начальной школе....
Семинар на тему: "Формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников"
Этот материал можно использовать для учителей начальных классов...
Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников
В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....
Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"
Любить чтение-это обмениватьчасы скуки на восхитительные часы.Шарль Луи Монтескье Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...
Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов.
Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных...