Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему
Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
С помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе
УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4)коммуникативный.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «Английский язык» (автор: Кузовлев В.П.), который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся я используются следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
_ 2. Информационно-коммуникационная технология обучения
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет:
-учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся;
- повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4.Метод проектов
Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.
С помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
В условиях реализации ФГОС второго поколения использование проектной методики приобретает новое значение для учеников и учителей. Метод проектов уже давно и прочно вошел в жизнь учителей иностранного языка: многие учителя плодотворно используют его на разных этапах обучения иностранному языку уже много лет. Нормативные документы закрепили в этом плане то, что уже давно существует в реальности. Метод проектов с успехом применяют в сочетании с традиционными технологиями обучения и на уроках, и во внеклассной работе. Для развития самостоятельности, воображения, фантазии, креативности и др. качеств личности мы используем проектную технологию. Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности».
Работа над проектом делится на три этапа:
1) начальный этап (выбор темы);
2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала);
3)заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв)
На подготовительном этапе разрабатывается план проектной работы и продумывается система коммуникативных упражнений. Учащиеся знакомятся с активной лексикой и грамматическим материалом, отрабатывают грамматические упражнения, Второй этап организационный, обеспечивает языковые и речевые умения. Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: ролевая игра, интервью, диалоги различных персонажей, альбом, книжка и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
В ходе работы над проектом, учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом. Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо учащимся выбрать проект, который будет интересен для них, во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. На начальном этапе учащиеся выполняют творческие особые проекты небольшого объёма. Проект должен быть не только содержательным, но и красиво, аккуратно оформленным, веселым и оригинальным. На последнем уроке по каждой теме происходит защита проектов. Это может быть творческий проект или презентация. Представление (презентация) и защита проектов в начальной школе - это в основном красочное представление, это - проекты-картинки с текстами. Конкурсы проектов, выполняемых малышами, приводятся во время недели предметов гуманитарного цикла.
Основная цель выполнения проекта – получить не только отметку за него, но и удовольствие в процессе подготовки.
В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются:
- творческий;
- информационный;
- ролево-игровой;
- исследовательский.
К творческим проектам на уроках английского языка относятся: стенная газета, альбом,
рисунки, самодельные книги и журналы.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе в первый год изучения УМК «English 2», автор В.П. Кузовлев и др. Это обычно красочно оформленные рисунки с мини - текстами или ролевая игра разных сказочных персонажей
Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учащиеся знакомятся с предстоящей работой, обязательно показываются работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления. После прохождения темы «Алфавит» учащимся предлагается сделать английский алфавит. После знакомства с героями английских и американских сказок, мультфильмов и телепередач учащиеся оформляют свою книжку о понравившихся героях и придумывают названия книжек. Например: « I like Wendy! », «On the island», «I am an Indian boy (girl) », «I like Peter Pan» и т.д. Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности используются разные критерии оценки. Оценивается оформление, содержание и представление проекта.
Для знакомства учащихся 2 класса более подробно с методикой проведения проектной деятельности понадобилось познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
- выбрать тему
- подумать
- спросить у другого человека
- получить информацию из книг
- понаблюдать
- посмотреть по телевизору
- провести эксперимент
- обсудить в группе
- подведение итогов, оформление результатов
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
- презентация проекта
Для тренировочного проекта можно выбрать простой вид – информационный. Класс делится на несколько группы. Каждая группа определяет тему своего проекта. 1 группа - «Домашние любимцы - черепахи». 2 группа - «Собаки - лучшие друзья людей».3 группа - «Мои любимцы - попугаи» 4 группа - «Я люблю кошек» и т.д. Дальше объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить.
При изучении темы «Christmas», используя картон и цветную бумагу, дети вырезают елку и украшают ее, а также предметы, расположенные под елкой, называют их. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и устроить выставку красочными работами детей.
В работе над проектом в 4 классе "Welcome to Kropotkin”Добро пожаловать в Кропоткин” (в рамках изучения темы «This is where I live») на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника:
Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над собственным сочинением о своем любимом уголке Кропоткина. Детям предлагаются вопросы, по которым можно написать сочинение. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.
Plan
I. Introduction
1. About myself
2. The place I live in
II. Main body
1.Describe your favourite place in Kropotkin. Write as much as you can about your place
III. Conclusion
1. Why do you like this place?
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке. В 4 классе обобщается проект “ Все обо мне”, который является долгосрочным. Проект длится все 3 года и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года. Темы проекта: Мои каникулы. Успехи в школе. Мой прошлый день рождения. Город моей мечты. Любимые животные. Моя страна. Моя будущая профессия. Кроме проектов, предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования.
Ролево-игровые проекты могут быть представлены в виде инсценированных действий, например, сказки или ролевой игры, которая создаёт прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. Появляется реальная возможность на этом этапе выявить у детей способность в усвоении иностранного языка.
Презентация
На завершающем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса.
Таким образом, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.
Метод проектной деятельности помогает ученику стать живым участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе
Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...
Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе
Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...
Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.
Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...
Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе
Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы ...