Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС.
материал

Анохина Ираида Алексеевна

Выступление о развитии способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС».

 РМО 29.08.2022г

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» В.А.Сухомлинский

Сегодня в российском образовании в условиях реализации ФГОС уже нового поколения чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы с ними  – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую мы  начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

-ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;

-требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

-максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Согласно «Рабочей концепции одаренности» , которая была разработана в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети»,

понятие «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Таким образомсудить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что, в конечном счете, определяет ценность одаренности.

Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «одаренность» определяется как талантливость. А понятие «талантливость» определяется, как что-то обладающее талантом. «Талант», в свою очередь – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность, талантливость.

Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей одарённости, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.

Основной миссией учителя является развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Таким образом, перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка. Существует  педагогическая диагностика по карте интересов для младших школьников. Её автор – Александр  Ильич Савенков,  доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, один из ведущих в стране специалистов в области психологии детской одаренности и творчества,). Диагностики: «Характеристика ученика», «Интеллектуальный портрет», «Оценка общей одарённости». Проводя диагностику, получаю дополнительный материал для полной объективной оценки возможностей ребенка. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. (А.И.Савенков предлагает оценить личность ученика по таким критериям как любознательность, способность к прогнозированию, сверхчуствительность к проблемам, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически. Настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).

Не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».

В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

Работа с одаренными детьми на уроке включает:

1.Дифференцированный и индивидуальный подход. Основной миссией учителя является развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведении предметных недель.

В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые задания

2.Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, вовлечение в исследовательскую деятельность «Тайны снежинки», «Бактерии и их значение», «Цифры в нашем мире», проектная деятельность),

3.Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся по определенному предмету консультируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе),

4.Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам. Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности. 

5.Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:

-внеклассная работа по предмету,

-организация подвижных выставок творческих работ учащихся,

-участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах,

-участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах  ( «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Мозаика», «ФГОСТЕСТ», «Умка» и  др. ). Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально с каждым учеником. Для этого разрабатываю программы  подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях.

Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.

Об участии в творческих проектах для младших школьников.

 Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Конкурсы: смотр-конкурс детского творчества по противопожарной безопасности, районная «Неделя космоса», конкурс «Космос глазами детей»,  Всероссийский творческий конкурс  «К далёким звёздам», посвящённые 60-летию полёта Ю. А. Гагарина в космос, военно-спортивная игра «Патриот», посвященная разным юбилейным датам в истории нашей страны (в этом уч году она была посвящена 300 летию со дня рождения Петра I), «Эколята – защитники природы», Всероссийская онлайн олимпиада «Безопасные дороги» и др

Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных проектов на уровне класса «Покормите птиц зимой», «Мозаика обычных вещей», «Водоёмы нашего края», . Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.

Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования:

Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования. Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.

Работа с родителями в данном направлении включает:

Проведение тематических родительских собраний на темы «Проблема детской одарённости», «Какого ребёнка считать одарённым?»,

Консультации для родителей и индивидуальные встречи,

Открытые уроки и  и внеклассные мероприятия,

Творческие отчёты перед родителями.

Систематическое отслеживание результативности участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (можно по четвертям, можно по полугодиям,

Создание банка данных «Одарённые дети»,

Содействие в создании портфолио учащихся.  

Портфолио показывает рост ученика, его особенности и возможности, отражает самооценку, перспективы его дальнейшего развития. Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя,

«Почетное место» в классном уголке.

Проведение в конце учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ. В нашем районе это проведение конкурса «Ученик года». По просьбе учителей администрация школы  награждает  одаренных детей грамотами, дипломами, Награждение происходит торжественно на общей школьной линейке, что является особо значимым для наших детей.

Ежегодно в начале и в конце учебного года  провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся. В начале года более высокий уровень школьной мотивации. чем в конце года. возможно это связано с тем, что дети устают от школьной нагрузки, избытка информации. конечно стараюсь способствовать развитию познавательного интереса у учащихся начальной школы и поддерживать высокий уровень школьной мотивации.

Таким образом, подводя итог ранее сказанному, ещё раз коротко хочется обратить внимание на такие важные моменты при работе с одарёнными детьми в начальной школе:

1.Эта тема очень актуальна и обусловлена  увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; а также требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.

2.Важно правильно выявить предмет или область знаний, в которой мы как педагоги видим наличие способностей и природных задатков у ребёнка.

3.Умело смотивировать  и раскрыть  способности ребёнка, включая свои способы и приемы, привлекая родителей, общественность и т.д. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий, заданий повышенной сложности. Необходимо строить свою работу  на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Список используемой литературы

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать - М., 2004.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2003.
  3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М., 2002.
  4. Волков И.П. Много ли в школе талантов - М., 2007.
  5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО

В докладе отражена  основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды  и  формы  работы всего педагогического коллектива с семьёй  р...

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

Система работы со слабоуспевающими детьми в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов (из опыта работы)...

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...