РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (2 класс) на тему

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Барабашова Т.М.,

Бессараб Е.А.,

 Богданова Г.Н.

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

        На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат  взаимодействия наследственности и социальной среды в совокупности с деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребёнка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащей в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется  на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они имеют большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умеют ставить вопросы, которые чаще всего привлекают внимание окружающих к одарённому ребёнку. Такие дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, выражают собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.  Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не любят, когда им навязывают готовый ответ.  Одарённого ребёнка отличает повышенная концентрация на чём-либо, упорство в достижении результата.

Каждый школьник уникальная, неповторимая личность – объект неисчерпаемых возможностей развития.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск и выявление, их дальнейшее развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Нашим лицеем разработана и реализуется программа выявления, развития и сопровождения одаренных детей и обучающихся с высокими потенциальными возможностями.

        Учителями начального звена лицея разработана модель реализации программы «Одарённые дети» для младших школьников.

Модель реализации программы «Одарённые дети»

        

Приоритетными направлениями деятельности стали:

  • раннее выявление способных и одаренных детей и создание условий реализации их творческого потенциала;
  • повышение мотивации обучающихся к углубленному изучению математики, русского языка и других предметов начальной школы;
  • развитие логического мышления обучающихся, умение интегрировать знания и применять их для нестандартных задач и получения новых знаний;
  • активизация внеклассной деятельности обучающихся по интересам: занятия в кружках, научных обществах и т.д.

В начальной школе создана разветвленная сеть внеурочных занятий, по развитию творческих способностей  в филиалах музыкальной и художественной школ, кружках и секциях, работающих на базе лицея.

Оптимальным способом выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.

Результативность участия в очных и заочных конкурсах и олимпиадах 2014-2015 учебный год

Название конкурса

Победители, призёры, участники

1

«Познание и творчество»

82 победителя,

60 призёров,

109 лауреатов и участников

2

«ЧИП»

5 победителей, 363 участника

3

«КИТ»

1 победитель, 7 призёров, 106 участников

4

«Кенгуру»

3 победителя, 6 призёров, 328 участников

5

«Русский медвежонок»

3 победителя, 274 участника

6

«Эму»

7победителей, 7 призёров, 387 участников

7

«Олимпусик»

3 лауреата, 180 участников

8

«Человек и природа»

98 участников

9

«Инфоурок»

6 победителей, 5 призёров, 59 участников

10

«Наше наследие»

124 участника

(70% победителей и призёров)

11

«Политоринг»

238 участников

12

«Видеоурок»

44 участника

13

«Юный интеллектуал»

11 победителей и призёров

 Для повышения качества выполнения олимпиадных заданий    формируются у младших школьников такие универсальные учебные действия, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Результаты школьного этапа предметных олимпиад показывают, что учителя начальных классов при организации уроков и неаудиторных занятий со способными и одарёнными детьми:

- проводят систематическую работу для развития у школьников   умений формулировать доказательную базу своих рассуждений и излагать ее в письменном виде;

- особое внимание уделяют выработке умения использовать различные способы решения нестандартных задач, учат школьников анализировать используемые способы с точки зрения рациональности, оригинальности, логичности;

- целенаправленно развивают такие универсальные учебные действия как умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, объяснять выбранный способ решения и записывать полный точный ответ.

        Формирование одарённости предполагает приобщение ребёнка к исследовательской деятельности. Важнейшим инструментом её формирования становится исследовательский метод обучения.

Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Нужно помочь детям увидеть смысл  исследовательской деятельности, увидеть в этом возможность реализовать собственные таланты. Учитель должен поддерживать и направлять учащихся.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ способствует развитию целеустремлённости и трудолюбия, формированию мышления, стремления к познанию.

         Учащиеся начального звена Учреждения являются активными участниками Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь». Победителями школьного  и участниками муниципального этапа Всероссийского конкурса стали 19 учащихся 1-3 классов.  

           В муниципальном отборочном этапе Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» приняли участие 20 учащихся с 17 работами. Победителями стали 2 работы в секции «Экология».

 Учащиеся лицея приняли участие в Первом Шуховском фестивале научно-исследовательских и творческих работ, проходившего на базе Белгородского технологического университета им. Шухова. Учреждение представляло  17 учащихся 1-4 классов и 13 работ, 5 из которых стали призерами и 2 – лауреатами (54% успешности).

Проводимая работа учит детей творчеству, воспитывает в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблем.

Литература:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – С.: Издательство Фёдоров,2009
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – В.: Учитель, 2010
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО

В докладе отражена  основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды  и  формы  работы всего педагогического коллектива с семьёй  р...

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС.

Выступление о развитии способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей....