РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (2 класс) на тему
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Барабашова Т.М.,
Бессараб Е.А.,
Богданова Г.Н.
учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат взаимодействия наследственности и социальной среды в совокупности с деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребёнка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащей в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они имеют большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умеют ставить вопросы, которые чаще всего привлекают внимание окружающих к одарённому ребёнку. Такие дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, выражают собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не любят, когда им навязывают готовый ответ. Одарённого ребёнка отличает повышенная концентрация на чём-либо, упорство в достижении результата.
Каждый школьник уникальная, неповторимая личность – объект неисчерпаемых возможностей развития.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск и выявление, их дальнейшее развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Нашим лицеем разработана и реализуется программа выявления, развития и сопровождения одаренных детей и обучающихся с высокими потенциальными возможностями.
Учителями начального звена лицея разработана модель реализации программы «Одарённые дети» для младших школьников.
Модель реализации программы «Одарённые дети»
Приоритетными направлениями деятельности стали:
- раннее выявление способных и одаренных детей и создание условий реализации их творческого потенциала;
- повышение мотивации обучающихся к углубленному изучению математики, русского языка и других предметов начальной школы;
- развитие логического мышления обучающихся, умение интегрировать знания и применять их для нестандартных задач и получения новых знаний;
- активизация внеклассной деятельности обучающихся по интересам: занятия в кружках, научных обществах и т.д.
В начальной школе создана разветвленная сеть внеурочных занятий, по развитию творческих способностей в филиалах музыкальной и художественной школ, кружках и секциях, работающих на базе лицея.
Оптимальным способом выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.
Результативность участия в очных и заочных конкурсах и олимпиадах 2014-2015 учебный год
№ | Название конкурса | Победители, призёры, участники |
1 | «Познание и творчество» | 82 победителя, 60 призёров, 109 лауреатов и участников |
2 | «ЧИП» | 5 победителей, 363 участника |
3 | «КИТ» | 1 победитель, 7 призёров, 106 участников |
4 | «Кенгуру» | 3 победителя, 6 призёров, 328 участников |
5 | «Русский медвежонок» | 3 победителя, 274 участника |
6 | «Эму» | 7победителей, 7 призёров, 387 участников |
7 | «Олимпусик» | 3 лауреата, 180 участников |
8 | «Человек и природа» | 98 участников |
9 | «Инфоурок» | 6 победителей, 5 призёров, 59 участников |
10 | «Наше наследие» | 124 участника (70% победителей и призёров) |
11 | «Политоринг» | 238 участников |
12 | «Видеоурок» | 44 участника |
13 | «Юный интеллектуал» | 11 победителей и призёров |
Для повышения качества выполнения олимпиадных заданий формируются у младших школьников такие универсальные учебные действия, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Результаты школьного этапа предметных олимпиад показывают, что учителя начальных классов при организации уроков и неаудиторных занятий со способными и одарёнными детьми:
- проводят систематическую работу для развития у школьников умений формулировать доказательную базу своих рассуждений и излагать ее в письменном виде;
- особое внимание уделяют выработке умения использовать различные способы решения нестандартных задач, учат школьников анализировать используемые способы с точки зрения рациональности, оригинальности, логичности;
- целенаправленно развивают такие универсальные учебные действия как умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, объяснять выбранный способ решения и записывать полный точный ответ.
Формирование одарённости предполагает приобщение ребёнка к исследовательской деятельности. Важнейшим инструментом её формирования становится исследовательский метод обучения.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Нужно помочь детям увидеть смысл исследовательской деятельности, увидеть в этом возможность реализовать собственные таланты. Учитель должен поддерживать и направлять учащихся.
Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ способствует развитию целеустремлённости и трудолюбия, формированию мышления, стремления к познанию.
Учащиеся начального звена Учреждения являются активными участниками Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь». Победителями школьного и участниками муниципального этапа Всероссийского конкурса стали 19 учащихся 1-3 классов.
В муниципальном отборочном этапе Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» приняли участие 20 учащихся с 17 работами. Победителями стали 2 работы в секции «Экология».
Учащиеся лицея приняли участие в Первом Шуховском фестивале научно-исследовательских и творческих работ, проходившего на базе Белгородского технологического университета им. Шухова. Учреждение представляло 17 учащихся 1-4 классов и 13 работ, 5 из которых стали призерами и 2 – лауреатами (54% успешности).
Проводимая работа учит детей творчеству, воспитывает в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблем.
Литература:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – С.: Издательство Фёдоров,2009
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – В.: Учитель, 2010
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...
Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
В докладе отражена основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды и формы работы всего педагогического коллектива с семьёй р...
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...
«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»
В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...
Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС.
Выступление о развитии способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей....