Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения
методическая разработка

Анисимова Наталья Александровна

Работа по аттестации на тему " Формирование читательской грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд     1) «Визитная карточка»

Меня зовут Анисимова Н.А.

Я учитель начальных классов, 1 категории. Преподаю в Муниципальном Бюджетном Образовательном Учреждении «Школе №51» г Нижнего Новгорода.  Мой педагогический стаж 24 года.

2 слайд       2) Тема презентации

 Одна из русских пословиц гласит: «Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит». Речь в этой пословице идет о тех, кто читает, не вникая в текст, читает поверхностно, не осмысливая прочитанное. А способность к осмыслению текстов различного содержания, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях - есть не что иное, как читательская грамотность, которая является интегративным компонентом функциональной грамотности. Именно читательская грамотность лежит в основе всех компетенций, связанных с функциональной грамотностью: естественно-научной, математической и т.д

Тема моей работы

Формирование читательской грамотности в начальной школе на уроках литературного чтения.

3 слайд  Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическую основу моей работы составляют труды ученых, педагогов по проблеме развития читательской грамотности.

Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи как Алексей Алексеевич Леонтьев; Наталья Фёдоровна Виноградова, Александр Григорьевич Асмолов, Исак Давидович Фрумин, Марина Ивановна Кузнецова и другие. Каждый из них уделяет внимание отдельным составляющим решения данной проблемы.

 Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла Марина Александровна Пинская. Галина Анатольевна Цукерман и Галина Сергеевна Ковалёва. Они раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению к чтению для обучения.

Для изучения данной темы мне помогала работа в школьном метод объединении учителей начальных классов, а также работа по темам самообразования:

разработка уроков, диагностических и оценочных заданий, тестов к произведениям, участие в литературных конкурсах и онлайн - олимпиадах                                                                            

Предметные курсы повышения квалификации, самообразование и самоанализ.

и организация внеурочной деятельности – кружок «Юный эрудит»

4слайд     4 Актуальность личного вклада педагога  в развитие образования 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что умение читать является фундаментом обучения и развития личности, умеющей получать знания самостоятельно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания.

Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.  

Так как же пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать? 

 Эти вопросы всегда волновали меня: заставляли искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем педагогическом опыте.

5 слайд Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Чтобы достичь тех результатов, о которых идет речь в ФГОС ООО, необходимо понимать, что такое читательская грамотность, из чего она состоит, какие технологии, методы и приемы учитель может использовать на уроках, чтобы сформировать у обучающихся читательскую грамотность.

Читательская грамотность — способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Очень подробно каждое слово, входящее в определение читательская

грамотность, раскрыто в материалах Галины Анатольевны Цукерман

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

 1) умение найти и извлечь информацию из текста;

 2) умение интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;

 3) умение осмыслить и оценить прочитанное.

Исследователи рассматривают читательскую грамотность с позиции   компетентностного подхода, через принципы когнитивного и деятельностного подходов.

Я в своей работе больше опираюсь на технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение(Г.М. Первова).

Ну и конечно в процессе всего обучения происходит работа над формированием Универсальных Учебных Действий обучающихся.(Концепция УУД А.Г.Асмолов, Володарская, Бурминская)

   

6слайд. Цель и задачи  педагогической деятельности.

Таким образом, обобщая всё выше сказанное и учитывая специфику преподаваемого предмета, определена цель и задачи педагогической деятельности. Они представлены на слайде.

Цель

Представить систему работы по формированию  читательской грамотности младших школьников

Задачи

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

-исследовать  уровень читательской  грамотности учащихся начальной школы, выявить трудности;

-отобрать методические средства для успешного формирования читательской грамотности;

-представить положительную динамику результатов, как следствие реализации своей методической системы.

    Решение настоящих задач, по моему мнению, способствует повышению уровня метапредметных результатов и всестороннему развитию учащихся Подготавливает учащихся к адаптации в современном цифровом мире с огромным количеством информации.

Цели: 

  Выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

  Принятие комплексных  мер, направленных на повышение успеваемости и качества

знаний учащи Цели:   Выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».   Принятие комплексных  мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

7слайд  Ведущая педагогическая идея

Итак, есть потребность в формировании  читательской грамотности у младших школьников, как одном из условий повышения качества образования   в соответствии с требованиями ФГОС  и развитии компетенций, актуальных для современного мира.

Слова философа Элвина Тоффлера «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»  созвучны моей педагогической идее: без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование человека, которое продолжается в течение всей его жизни.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, чтобы сделать процесс обучения результативным, используя совокупность  форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

С учётом требований ФГОС, реализовать эту идею мне помогает следующая формула: «ЖЕЛАТЬ – ЗНАТЬ – УМЕТЬ»

8 слайд. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

ТЕХНОЛОГИЯ  И УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ

Для решения поставленных задач мною была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме

В течение педагогической деятельности мною были изучены и найдены практические пути в решении данной проблемы.

Первый шаг  моей работы – констатирующий.

Проведение диагностики по выявлению начального уровня сформированности читательской грамотности и  анкетирования «Читательская активность».

ССЫЛкИ ДР 1кл 2кл 3кл 4кл

Выбирая метод диагностики необходимо учитывать, что каждый

возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует

учитывать при реализации работы по развитию читательской грамотности

младших школьников.

Интерпретировать результаты можно по уровням читательской грамотности.

Высокий уровень. Ученик самостоятельно понимает и оценивает информацию из художественных и справочных текстов, соответствующих его опыту и уровню знаний. Он может самостоятельно добывать информацию, расширяя свой опыт и знания из письменных источников, умеет излагать свои мысли и сопереживать.

Средний уровень. Ученик нуждается в помощи учителя при интерпретации и анализе текста, поиске информации.

Низкий уровень. Ученик не понимает смыслового содержания текста, где говорится о человеческих чувствах, мыслях и знаниях, с трудом воспринимает помощь учителя.

9 слайд

Второй шаг (формирующий)

Мною были проанализированы используемые технологии по формированию навыков декодирования и смыслового чтения, намечены основные этапы в работе, выделены эффективные методы и приёмы, отобраны и применены специальные упражнения, отвечающие цели.

Для успешного развития читательской грамотности применяются такие технологии как: технология критического мышления, игровая, информационно- коммуникационная, личностно-ориентированная, проектная и здоровье - сберегающая технологии. Каждая из этих технологии заключает в себе разнообразные приемы и методы для развития читательской грамотности.

И 3 этап моей работы – контролирующий

     Выявление уровня сформированности читательской грамотности.

10 слайд

       На слайде представлены приёмы, которые  я использую на своих уроках при изучении различных тем и произведении по литературному чтению, которые помогают мне провести актуализацию знаний, проверку домашнего задания, помогают подвести детей к изучению новой темы, при работе на этапе первичного чтения текста, при работе с текстом  и на этапе закрепления, а также при работе  над выразительным чтением. Данные приемы и методы нравятся моим ученикам и несут положительный результат для развития читательской грамотности.

Копилка приёмов – 11-28 слайды

29 слайд

Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах

Применение цифровых ресурсов становится уже необходимостью.

Поэтому я поставила перед собой задачу отобрать такие цифровые ресурсы, которые непосредственно направлены на формирование читательской грамотности

В работе по формированию читательской грамотности активно

использую содержание курса внеурочной деятельности «Работа с

информацией» на образовательной платформе «ЯндексУчебник». Задания в

данном курсе метапредметные.

На платформе УЧИ.Ру содержится огромное количество разнообразных карточек, которые помогают организовать работу по формированию читательской грамотности на различных уроках. А так же дома и на дистанционном обучении.

( Российская онлайн-платформа «Учи.ру»)

Электронные тренажеры для отработки навыков чтения  https://chtenie.net/;

Электронный толковый словарь https://ozhegov.slovaronline.com/

Видеокниги, аудио-фрагменты, музыкальные произведения; https://lukoshko.net/

Интерактивные дидактические игры, викторины https://onlinetestpad.com

https://vsrussian.com/?ysclid=lyebhzlkax225208105

30 слайд Диапазон опыта

Разработанный мной опыт может быть применён в образовательном учреждении любого типа. Он полностью согласуется с основными требованиями к современному уроку в формате ФГОС.

  Опыт охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность.  (кружок «Настоящие читатели», экскурсии)

Творческую деятельность:

Оформление читательского дневника, постановка сказок, выставки рисунков, поделок

Участие в литературных конкурсах,

онлайн-викторинах.

Работу с родителями: собрания,  круглый стол, помощь в  подготовке к  конкурсам  по чтению

В чем же новизна моего Педагогического опыта?

 Считаю, что она заключается в комплексном подходе к формированию читательской грамотности младших школьников

в разработке и использовании   системы приёмов и  дидактического материала.

в освоении новой нетрадиционной формы литературного челленджа (ссылка)

 во внедрении приемов

и методов по формированию читательской грамотности младших

школьников средствами цифровой образовательной среды.

 

31 слайд. Результативность профессиональной педагогической  деятельности  и достигнутые эффекты.

Вопросы диагностики читательской грамотности находятся в

центре исследований разных институтов, в своей практике я использую

диагностический инструментарий, разработанный по

 по методике Панковой Ольги Борисовны

По результатам диагностических работ мы видим, что в 4 классе   все учащиеся достигли базового уровня, который свидетельствует о том, что ученик готов самостоятельно учиться на основе текстов.

        В следующих таблицах  представлены результаты оценивания читательской грамотности  по  трём группам читательских умений.  Из таблицы видно, что показатели качества по читательской грамотности увеличились.

Группы умений

Значение по классу

от общего числа обучающихся  

2 класс

Значение по классу

от общего числа обучающихся

3 класс

Значение по классу

от общего числа обучающихся  

4 класс

Общее понимание и ориентация в тексте

75%

80%

100%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

30 %

45 %

60 %

Использование информации из текста для различных целей

45%

65%

75%

           

О значимости работы по формированию читательской грамотности говорят и успешные результаты Всероссийской проверочной работы (только одна 3 по окр миру)  и достижения учащихся в олимпиадах  и конкурсам различных уровней.

(грамоты)

Вывод: Вышеназванные методы и приемы  имеют эффективность в формировании читательской грамотности

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Слайд 32 Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

Опытом своей работы я активно делюсь с педагогами   на  заседаниях  МО учителей  начальных классов, проведение открытых уроков,  на моём сайте и через публикации в сетевом педагогическом сообществе.

Слайд 33

 Хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего зависит от учителя, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать, что мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами, чему будет способствовать читательская грамотность.


Хочу закончить своё выступление словами Сесиль Лупан

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Спасибо за внимание.

Слайд 34 Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...