Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе
презентация к уроку по чтению (4 класс)
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Базовым предметом для формирования читательской грамотности является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Работу с текстом на уроке литературного чтения можно разделить на три части: Работа с текстом до прочтения. Работа с тестом во время чтения. Работа с текстом после прочтения. Рассмотрим несколько приемов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
На этапе работы с текстом до прочтения используем ребусы. Актуальность ребусов в начальной школе заключается в том, что они интересны, необычны и их хочется решать. Если в основу ребусов будут положены ключевые понятия определенного текста, то разгадывание ребусов приведет к возникновению интереса к самому тексту.
Работа с текстом во время чтения. Прием «Найди слово в тексте». З адаются 1-2 слова , которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них во время поиска, а также развивает зрительную память . Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
Тексты с «хвостами». Деформированные предложения , части которого учащийся должен будет соединить по смыслу . Данный прием учит ориентироваться в тексте, формирует зрительную и логическую память. Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась пришлось все три версты путешествовать к озеру. А когда вода спала и зашвыряли шапками. Вот тут их увидели ребята семья продолжала свое путешествие к озеру. И так по овсяному полю, в обход деревни, наконец-то перевести своих утят из лесу.
На этапе работы с текстом после прочтения возможно использование приема « Тестирование». Выполнение тестов вырабатывает умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа . Способствует систематизации знаний, помогает научиться применять полученные знания на практике.
Тест по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята». 1.Как звали в рассказе дикую уточку? А)Кря-кря. Б)Нарт-нарт. В)Чирок-свистунок. 2.Куда вела утка своих утят? А)Из болота на речку. Б)Из леса в озеро. В)Из деревни в город. 3.Где утка вывела своих утят? А)На кочке, в болотистом лесу. Б)В камышах, на берегу озера. В)На дереве, в теплом гнездышке. 4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят? А)Утка-мама боялась лисы. Б)На озере не было еды. В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
Заключение. Все вышеперечисленные приемы могут быть использованы не только на уроках литературного чтения. Они способствуют развитию внимательности, фантазии, логического мышления, умения пользоваться информацией и применять полученные знания на практике, т.е. позволяют формировать у учащихся читательскую грамотность. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375538-1388753205.jpg)
Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-797158-1465643442.jpg)
"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376235-1641817210.jpg)
Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на основе СДО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-476-1395849612.jpg)
Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.
В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896305-1487481721.jpg)
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1369275-1638701444.jpg)
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...