Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
методическая разработка
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Ч тение - основной вид учебной деятельности в школе, во время которой у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе: 1 класс : учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста. 2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. 3-4 классы : учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
П риёмы понимания прочитанного. Умение найти и извлечь информацию Поиск – передвижение по информационному пространству, в котором содержится нужная информация. Извлечение – выбор нужной информации. Поиск + извлечение = переход по предоставленному информационному пространству (тексту) и извлечение одного или нескольких отдельных фрагментов информации. Примеры заданий: найти конкретный факт в поддержку или опровержение утверждения
Умение интегрировать и интерпретировать сообщение Интеграция – соединение частей информации для придания смысла. Интерпретация – поиск смысла в неочевидном. Интеграция + интерпретация = формирование широкого понимания текста. Примеры заданий: выявить и перечислить доказательства в подтверждение какого – либо факта.
Умение осмыслить и оценить сообщение Осмысление – обращение к собственному опыту или знаниям, чтобы сделать вывод о тексте. Оценка – выражение мнения, которое основано на личном опыте или знаниях. Осмысление + оценка = использование имеющихся знаний, чтобы связать информацию из текста с собственными концептуальными и эмпирическими представлениями. Примеры заданий: определить цель и подход автора; описать и прокомментировать авторский стиль.
Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п. Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма Несплошные тексты . Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д. Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы
Смешанные тексты . Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате. Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления. Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности
Страшная хищница моря. Очень древняя рыба. Её пасть усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа покрыта чешуёй с острыми шипами. МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г. о. Кинешма 10.11.2022 год. с 12.00 до 14.00 Форсайт-сессия Урок литературного чтения Мастер – класс Смирнова Маргарита Витальевна
«Чтение для ума- то же, что физические упражнения для тела» Джозеф Аддисон
Л. Толстой Акула Наш корабль стоял на якоре у берегa Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед зaкaтом солнцa кaпитaн вышел нa пaлубу , крикнул: « Купaться !» — и в одну минуту мaтросы попрыгaли в воду, спустили в воду пaрус , привязaли его и в пaрусе устроили купaльню .
Нa корaбле с нaми было двa мaльчикa . Мaльчики первые попрыгaли в воду, но им тесно было в пaрусе , и они вздумaли плaвaть нaперегонки в открытом море. Обa , кaк ящерицы, вытягивaлись в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок нaд якорем. Один м a льчик сн a ч a л a перегн a л тов a рищ a, но потом ст a л отст a в a ть . Отец м a льчик a, ст a рый a ртиллерист , стоял н a п a лубе и любов a лся н a своего сынишку. Когд a сын ст a л отст a в a ть , отец крикнул ему: — Не выд a в a й! Пон a тужься!
Вдруг с пaлубы кто-то крикнул: « Акулa !» — и все мы увидaли в воде спину морского чудовищa . Акулa плылa прямо нa мaльчиков . — Нaзaд ! Нaзaд ! Вернитесь! Акулa ! — зaкричaл aртиллерист . Но ребятa не слыхaли его, плыли дaльше , смеялись и кричaли ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный кaк полотно, не шевелясь, смотрел нa детей. Мaтросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибaя вёслa , понеслись что было силы к мaльчикaм ; но они были ещё дaлеко от них, когдa aкулa уже былa не дaльше двaдцaти шaгов .
Мaльчики снaчaлa не слыхaли того, что им кричaли , и не видaли aкулы ; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхaли пронзительный визг, и мaльчики поплыли в рaзные стороны. Визг этот кaк будто рaзбудил aртиллеристa . Он сорвaлся с местa и побежaл к пушкaм . Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нaс ни было нa корaбле , зaмерли от стрaхa и ждaли , что будет. Рaздaлся выстрел, и мы увидaли , что aртиллерист упaл подле пушки и зaкрыл лицо рукaми . Что сделaлось с aкулой и с мaльчикaми , мы не видaли , потому что нa минуту дым зaстлaл нaм глaзa . Но когдa дым рaзошёлся нaд водою, со всех сторон послышaлся снaчaлa тихий ропот, потом ропот этот стaл сильнее, и, нaконец , со всех сторон рaздaлся громкий, рaдостный крик. Стaрый aртиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел нa море. По волнaм колыхaлось жёлтое брюхо мёртвой aкулы . В несколько минут лодкa подплылa к мaльчикaм и привезлa их нa корaбль .
Мозговой штурм Совпали наши предположения? Какое это произведение? Что переживали во время чтения? Какие мысли возникли после прочтения текста? Есть ли в наше время такие люди, как герой рассказа? Приведите примеры.
1 группа . Соберите пословицы . Отвага - половина спасенья. Смелому, всегда удача. Берегись бед, пока их нет. Не зная броду, не суйся в воду. На стороне, счастье, всегда, отважных.
2группа. Юные писатели. - Придумайте продолжение рассказа. 3-4 предложения. 3 группа. Выбор Что помогло спасти мальчиков? Выбери. 1. Счастливый случай. 2. Мужество, сила духа. 3. Ум и смекалка. Составьте словесный портрет главного героя -артиллериста.
4 группа. Точное слово Визг этот как будто_____________ артиллериста. Он ____________ с места и __________ к пушкам. Он повернул хобот, ________к пушке, _______ и ______ фитиль. ________ выстрел, и мы увидели, что артиллерист________ подле пушки и ________ лицо руками.
5 группа. Путешествие по книге Откройте учебник Рассмотрите иллюстрации. Что на них вы видите? Обсудите. Найдите и прочитайте отрывок из текста, соответствующий иллюстрациям?
6 группа. Мыслители. - Кто главный герой рассказа? - Почему рассказ назвали «Акула»? -Как, по – другому, можно назвать рассказ?
Вывод ?
Вывод Любовь помогла собраться, принять правильное решение и победить акулу. Любовь побеждает всё!
Любовь побеждает всё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...
Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на основе СДО....
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...
Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...
Работа над читательской грамотностью на уроках литературного чтения в 3 классе
Упражнения для развития читательско грамотности по каждой теме на уроках литературного чтения в 3 классе,3 и 4 четверть....