Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО
учебно-методический материал

Гречишникова Елена Васильевна

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_chg.docx190.54 КБ

Предварительный просмотр:

Гречишникова Елена Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ

НА ОСНОВЕ СДО

Методические рекомендации

С. Разъезжее

2022

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО.

Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов.

Данный материал может быть использован для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету.

Сведения об авторе:

Гречишникова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Разъезженская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория.

Долгое время системное литературоведческое образование оставалось за рамками начальной школы. Сегодня педагогика начальной школы преодолевает стереотипы представления о возможностях младших школьников как читателей и ставит задачу их литературного образования. Многие современные программы по чтению в начальных классах включают в себя литературное знание как неотъемлемую часть формируемых знаний.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является читательская  грамотность.

Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а  способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.

   Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

      Обратимся к статистике:

Немного о  чтении языком статистики

  • Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % - посредством чтения.
  • К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
  • К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза.
  • Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
  • 95 % людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
  • Средняя скорость чтения студентов - 120-180 слов в минуту, специалистов с высшим образованием - 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60 %).

     Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

     Школьная практика показала, что ученики самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а обычно проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные смысловые пласты.  На уроках в начальной школе часто встречаются примеры объяснительного чтения, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережёвыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда - скука на уроке, нелюбовь к чтению. Даже если ребёнок любит читать, его развитие, как читателя, происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им. Как же научить детей читать вдумчиво  и внимательно?

    Основная цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

     Все мы знаем, что работа с текстом состоит из трёх этапов:

Первый этап - работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап - работа с текстом во время чтения:

Третий этап - работа с текстом после чтения.

    Остановимся на имеющих место издержках школьного изучения биографии, т.е. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ…..Школьной программой по литературному чтению для начальных  классов не предусмотрено изучение биографических материалов. Знакомство с писателем. Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературного чтения в начальных классах, является объектом пристального внимания и споров педагогов.

    Но я, стараюсь на первые уроки-знакомства с писателем уделять больше времени.

     Работая над авторскими произведениями на первом этапе, немаловажную роль играет оборудование урока: портреты, выставка книг, иллюстрации, презентации, рассказывающие о биографии писателя и его творчестве. Вследствие чего информационный поток «вымывает» живую личность.  Часто, конечно и дети сами, а иногда совместно с родителями,  готовят презентации.   Очень интересный материал… В этом случае все силы ученика уходят на формальное запоминание фактов биографии.

   Знакомство с биографией писателя необходимо для дальнейшего изучения его творчества, чтобы помочь детям войти в мир литературы, думать не только о содержании изучаемого произведения, но и о его авторе: чем он интересен как человек? Чему учит?  Какую радость доставляют его произведения людям?

    Хочу поделиться своим опытом по работе с биографическим текстом, способствующему  формированию читательской грамотности.  В методике преподавания литературы в школе существует несколько методов и приемов изучения биографии писателя.

     Предлагаю такой путь,  биографию рекомендую  учащимся для самостоятельного чтения на всех уроках изучения темы. Важно приучить школьников.

    Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю.

Критерии оценивания умений, формируемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения

  • Вопрос-понятие – 1 балл.
  • Вопрос-суждение – 2 балла.
  • Ответ на вопрос-понятие – 1–2 балла.
  • Ответ на вопрос-суждение – 1–2 балла.
  • Сравнение 1–3 балла.
  • Умозаключение – 3 балла.
  • Возражение – 1–3 балла.
  • Дополнение – 1–2 балла.

    Составляя тематическое планирование по литературному чтению на новый учебный год, знакомлюсь с писателями, с которыми предстоит детям работать в течение года: заранее составляю банк биографий, банк портретов и т.д.

     Итак, 4 класс. Остановимся над произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Предлагаю Вам побывать  в роли ученикови поработать над читательской грамотностью с помощью дидактического инструментария познания.

1)  Предлагаю тот же путь, по которому работают мои дети: вначале дети  изучают  биографию  писателя самостоятельно, а не   учитель обобщает весь жизненный путь. Важно приучить школьников думать не только о содержании изучаемого произведения, но и о его авторе: чем он интересен как человек? Чему учит? Какую радость доставляют его произведения людям?

Карточка № 1 — Вопрос-понятие

1. Что называется…?

2. Что считается…?

3. Что понимается под…?

4. Что представляет собой…?

5. Что выражает…?

6. Что является…?

7. Что такое…?

8. Каковы свойства и виды…?

9. В чем заключается сущность…?

Карточка № 3 — Сравнение

1. По сравнению с…, …

2. Так же, как и…, …

3. Как…, так и…

4. Сравнивая…и …, можно сказать, …

5. Кроме…, еще…

6. Помимо…

7. Больше, чем…(… больше, чем …)

8. Не только…, а и…

9. Наряду с…

10. Если…, то…

11. В отличие от…

Карточка № 5 — Категории философии

1. Сущность — явление

2. Содержание — форма

3. Первичное — вторичное

4. Качество — количество

5. Общее — частное

6. Общее — особенное — единичное

7. Единство — многообразие

8. Причина — следствие

9. Часть — целое

10. Пространство — время

11. Возможность — действительность

12. Необходимость — случайность

Карточка № 2 — Вопрос-суждение

С — вопросительные слова

1 — первое понятие (субъект — подлежащее суждения)

    — связка между понятиями

— второе понятие (предикат — сказуемое суждения)

Синонимический ряд
вопросительных слов:

1. Чем объяснить, что…?

2. Как доказать, что…?

3. В каком случае…?

4. Когда…?

5. Каким образом…?

6. Вследствие чего…?

7. Почему…?

Карточка № 4 — Противоречие

1. … что, а…

2. … тем, что…

3. … ,хотя…

4. … не…, но…

5. … если…, то…

6. … тем, чем…

7. …, несмотря на…

8. …,однако…

9. … не только…

Карточка № 6 — Умозаключение

Дедукция (от общего к частному)

1. Поскольку…,

2. а…,

Следовательно,…

Индукция (от частного к общему)

1. Если …

2. если …

3. а…

Следовательно…

Аналогия

1. Если…,

2. то…

2) КАРТОЧКИ № 1,2,3…

 

    После самостоятельного изучения биографии, дети  используют современный  дидактический и диагностический инструментарий познания технологии Способа диалектического обучения  посредством применения  карточек с№1 по № 6, работают над содержанием биографии и составляют задания для класса, «продают» вопрос, применяя критериальное оценивание умений.

Например, ответы на вопросы-суждения принимаются, как минимум, в форме суждения, но лучше, если дети ответят в форме умозаключения, которое представляет собой сложное суждение, состоящее их нескольких логически связанных простых суждений. На мой взгляд,  это очень эффективно, ведь учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников, выяснить осмысление прочитанного ребёнком. За работу можно получить дополнительные баллы.

    В заключении, считаю, что мой опыт как учителя начальных классов по формированию и развитию читательского интереса учащихся будет полезен и другим учителям.

Работа детей над биографией К.Г.Паустовского.

Руслан

  • Вследствие чего К.Г. Паустовский был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно? (Паустовский был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно, вследствие того, что отец оставил семью.)
  • Что объединяет рассказы К.Г. Паустовского, написанные во время Великой Отечественной войны? (Так же, как и рассказ «Снег», рассказ «Дождливый рассвет» критики называли нежнейшими лирическими акварелями.)

Вова

  • Почему отец писателя постоянно менял место работы? (Отец, по словам Паустовского, постоянно менял место работы, потому что «был неисправимым мечтателем и протестантом»)
  • Каким образом К.Паустовский зарабатывал себе на жизнь в 6 классе? (В 6 классе К.Паустовский был вынужден зарабатывать себе на жизнь репетиторством).

Вика

  • Чем объяснить, что К.Паустовский решил написать  автобиографический очерк? (К.Паустовский решил написать  автобиографический очерк, т.к. это желание преследовало его всю жизнь)
  • Когда К. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе? (К. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе в середине 1950 годов, когда получил мировое признание.)

Слава

  • Когда К.Паустовским был написан рассказ «Снег»? (Рассказ «Снег»  К.Паустовским был написан в годы Великой Отечественной войны)

Стас

  • Каким образом К.Паустовский оказался в

   1-й киевской гимназии? (К.Паустовский оказался в 1-й киевской гимназии, после того, как семья после нескольких переездов поселилась в Киеве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Творчество и биография А.С. Пушкина" 3 класс

Эта презентация поможет познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, предоставит материал о детстве, юношестве, поэзии, родных и близких, гибели и памятниках поэта....

Урок литературного чтения . Работа над стихотворением "Розы" И.Бунин

Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе "Писатели - детям"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2  классе "Писатели - детям" УМК "Школа России"...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...