Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.
статья по чтению

Журавлева Татьяна Анатольевна

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhuravleva.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской  деятельности как средства самообразования.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Надеюсь, что представленный мной в материал вызовет интерес у педагогов начальных классов и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

В своей работе я использую разные приемы, которые помогают формировать читательскую грамотность.

  1. Прием «Работа с вопросником» применяю при введении нового мате риала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.

Вопросы по рассказу Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

1)   Назовите главных героев произведения.

2)        Где происходят события?

3)        Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4)        Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

5)        Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

6)        Что произошло однажды?

7)        Что случилось с собачкой через год?

8)        Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

9)        Чем заканчивается быль?

10)        Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор?  Ответ обоснуйте.

11)        Каково ваше впечатление от рассказа?

2.        Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» использую как на стадии объяснение нового материала, так и на стадии закрепления.

Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи читали и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  1. Прием «Уголки»

Этот прием использую на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Данный прием применяю после чтения всего произведения.

После прочтения сказки Андерсена «Соловей» предлагаю детям обратиться к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья и заполнить таблицу.

Фраза из текста

Пояснение обучающимися

Маленькая серенькая птичка.

« Самая простая наружность!»

Неприметная птица, обычная

«… запел так, что чудо!»

Прекрасное душевное пение

«Словно стеклянные колокольчики звенят!

Глядите, как трепещет эта маленькое

горлышко!»

Так сказочник передает свое очарование от пения соловья, чтобы мы, читатели, тоже представили это пение

«Несравненный соловушка!» …вы

очаруете его величество своим пением!»

Пение покорило даже безразличных приближенных императора

«… охотно согласился»

Соловей пел для всех одинаково: в

лесу - для бедных, во дворце – для императора

«… возвышался золотой шест для

соловья».

Соловью дали все почести во дворце

«И соловей запел так дивно, что у императора выступили слезы и покатились по щекам»

Даже пение соловья затронуло душу и сердце императора, заставило плакать перед придворными

«Император был доволен и сказал,

что жалует соловью свою золотую туфлю на шею»

Император не знал простых слов

благодарности. Власть золота и лести было для него более привычным

«Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шелковую ленточку»

Соловей стал собственностью императора. Птицу лишили леса, свободы, возможности петь для всех. Он стал пленником.

«Весь город говорил об этой удивительной птице»

Соловья поместили во дворец. Он стал

 живой игрушкой.

«… если встречались на улице двое

знакомых … обо вздыхали, сразу поняв друг друга»

Простые люди сочувствовали соловью и жалели его, но помочь птице  ни чем не могли

4.        Прием «Логическая цепочка»

После прочтения текста предлагаю учащимся построить события в логической последовательности. Этот прием использую при подготовке пересказа большого по объему произведения.

Например, при работе над рассказом К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» предлагаю детям представить себя в роли режиссера, которому нужно снять фильм. Ребята с удовольствием словесно рисуют кадры для фильма

5.        Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Это прием помогает детям различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Вопросы к сказке Андерсена «Соловей»

Тонкие вопросы

1)        Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

2)        Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их подданных?

Толстые вопросы

1)        Как выдумаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца?

2)        Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

3)        Как объясняют свое неведение придворные? Почему они готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

6.        Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Например, предлагаю детям написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самим написать сказку.

7.        Прием «Дерево мудрости» применяю при работе с небольшими по объему произведениями.

Дети сначала быстро, но внимательно читают произведение. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос к тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее ребята по очереди подходят к дереву, «срывают» записки и отвечают на вопросы вслух. Остальные оценивают ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

8.        Прием «Сравнение»

При работе со сказкой Андерсена «Соловей» дети сравнивают живого и механического соловья. Заполняют таблицу, распределив карточки описания в нужный столбик (на интерактивной доске).

Живой соловей

Механический соловей

Небольшая серенькая птица

Похожий на настоящего

Выглядел обычно

Весь осыпанный бриллиантами,  рубинами, сапфирами

Пел по-своему

Начинал петь одну из мелодий на- стоящего соловья и поводить хвостиком, который отливал золотом и

серебром

Был живой игрушкой императора

Надпись: «Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьем императора китайского».

«Пение мое гораздо лучше слушать в зеленом лесу».

Пел как заведенная шарманка

Вот уж поет-то!

Он безукоризненно держит такт и

поет по своей методе

Он будет иметь огромный успех

при дворе!

Был куда красивее, весь так и блестел

 драгоценностями

Придворные назвали соловья не-

благодарной тварью

Тридцать три раза пропел одно и

тоже и не устал

Никогда ведь нельзя заранее

знать, что он споет

У искусственного же все известно

наперед!

Давайте сравним двух птиц. В чем разница между ними?

-        Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей

«выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и внутренним своим достоинством?»

-        В сказке много звуков. Что звучало?

(Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.)

-        В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья? (В том, что он своим пением победил смерть.)

-        Характер императора изменился? (Да, он был злой – стал добрый.)

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

-        А когда еще не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

(Из природы – журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц …)

-        Звучание механического соловья может заменить живого?

Вывод: внутреннее достоинство человека – это внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья. Одного создала природа, и он украшает жизнь людей, а другой – это игрушка, и тоже предназначена для украшения жизни человека.

9.        Прием «Синквейн»

Дети читали сказку Андерсена «Соловей». При проверки домашнего задания предлагаю составить синквейн, выразив свое первое впечатление о прочитанном..

-        Как называлась сказка, которую вы читали дома?

Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Сказка

 Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

Надо прощать обиды

Милосердие

Да, ребята, чтение сказки «Соловей» заставляет нас задуматься над своим поступками и делами. Я предлагаю вам перечитать сказку и вместе поразмышлять.

10.        Прием «Угадай»

Мотивационный момент

Сейчас я открою запись на доске, а вы постарайтесь быстро прочитать и ответить на вопросы.

«Гадкий утенок», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»

-        Что это? (название сказок)

-        Читали ли вы эти сказки?

Сейчас проверим. Перед вами отрывки из этих сказок. Вам нужно по ним

определить название сказки (работа в группах).

1.        Шел солдат по дороге: раз х два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел с войны домой. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.

-        Здорово служивый! – сказала она. Какая у тебя славная сабля! А ранец- то у тебя, какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

2.        Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В цветке что-то щелкнуло, и он распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом …

3.        Бумага, из которой был сделан кораблик, разорвалась, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Да еще страх, как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружье.

4.        Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка, я к этим царственным птицам; они наверно убьют меня за то, что я такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, ну и пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щепки кур и гусей, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

-        Что объединяет эти сказки?

11.        Прием «Письмо с дырками»

Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и вставить недостающие слова.

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,

На …..        небе мгла носилась,

Луна, как ….        пятно,

Сквозь ……        желтела,

И ты ….. сидела -.

А нынче погляди в окно:

……….небесами

………..коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

12.        Прием «Лови ошибку»

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

 Ус хорошо, а два лучше.

13.        Прием «Прогнозирование»

Этот прием я использую при работе над новой темой.

- Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)

- Можно ли по названию предположить, о ком или о чем пойдет речь?

- Кто видел маленьких утят? Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек-чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

14.        Прием «Дерево достижений»

Этот прием использую на этапе рефлексии.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.

Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)

Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)

Белый лист – на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы,  прежде  всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

Литература

1. Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения // ИНТОЛИМП. – 2017.

2. Колесова, О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников Нижний Новгород: НГПУ, 2018.

3. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

4. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

5. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения

В данном материале содержатся рекомендации, задания по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения при подготовке к ККР....