Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».
методическая разработка
Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_u_uod_1.pptx | 294.74 КБ |
osobennosti_protsessov_vospriyatiya_u_umstvenno_otstalyh_detey.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восприятие – это психический процесс непосредственного, целостного отображения пред метов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы ощущений.
Характерные особенности восприятия УО детей : 1.Замедленность, суженный объем зрительных восприятий. 2. Хаотичность, бессистемность – это значит, что изучение предмета происходит не организованно, из-за чего не все его признаки отображаются. 3.В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.
У детей, перенесших поражение мозга, слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке. Л. С. Выготский подчеркивает, что именно плохие восприятия оказываются теми симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления. Большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи.
Основные средства улучшения качества представлений восприятий -это обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний.
Благодаря специальному коррекционно-направленной учебе, трудовой подготовке во вспомогательной школе, недостатки деятельности УОД преодолеваются. Ученики учатся различать предметы по цвету, формой, величиной Увеличивается объем и острота зрения, улучшается фонемный слух
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».
Калимуллина Д.С.
18.01.204 г.
В условиях современной школы задача обучения детей с интеллектуальными нарушениями стоит очень остро, так как для данной категории обучающихся должны быть созданы определенные условия для восприятия учебного материала [3, с. 81].
Развитие восприятия – является одним из фундаментальных вопросов в теории воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Сенсорное познание детей с умственной отсталостью изучалось многими отечественными психологами и дефектологами, такими кaк И.М. Соловьёв, K.И. Вересотская, М.И. Нудельман, Ж.И. Шиф и др. Например, у детей с олигофренией восприятие сопровождается большим количеством особенностей и недостатков [1, с. 18].
Одной из главных проблем является медленный темп восприятия информации. Например, при проведении методики «Объем зрительного восприятия. Предъявление картинoк" K.И. Вересотской экспериментально был доказан тот факт, что скорость зрительного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями достаточно замедлена.
Зачастую медленный темп восприятия у такой категории детей сопровождается сужением объема воспринимаемого материала. Эксперимент М.М. Нудельмана показал, что вглядываясь на улицу через одно и то же окно дети с интеллектуальной недостаточностью «усматривали» меньше предметов и объектов, чем дети с нормой [4, с. 70].
Данные факты позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся с различными интеллектуальными нарушениями не наблюдательны, они видят меньше информации там, где обычный ребенок, видя окружающее, вмиг выделяет основное и ориентируется в определенной ситуации.
Бейн Э.C. экспериментально доказал, что стабильность восприятия у детей снижена, соответственно, данный фактор мешает ориентироваться обучающимся при расположении предметов в пространстве. Так, например, по данным Е.М. Кудрявцевой, обучающиеся 1 класса специализированной школы воспринимают белку как кошку, компас – как часы и т.п. Для детей c интеллектуальными нарушениями не заметны мелкие различия, в тоже время распознавание которых доступно их сверстникам без нарушений.
Детям с нарушениями интеллекта требуется постоянный стимул со стороны. В противном случае без «подталкивающих» вопросов педагога они не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Установлено, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, различают объемные и контурно выполненные предметы методом ощупывания намного хуже, чем учащиеся массовых школ [2, с. 163].
Умственная отсталость — это выраженное не компенсируемое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга.
Восприятие - это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целoм, в совокупности всеx их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Характерные особенности восприятия УО детей:
- 1.Замедленность, суженный объем зрительных восприятий.
- 2.Хаотичность, бессистемность – это значит, что изучение предмета происходит не организованно, из-за чего не все его признаки отображаются.
- 3.В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.
У детей, перенесших поражение мозга, слуховой анализатор пострадал особенно сильно.
Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не
удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.
Л. С. Выготский подчеркивает, что именно плохие восприятия оказываются теми симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.
Соответственно, восприятие играет главную роль в развитии высших психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью, а также в развитии личности в целом. Поэтому такие дети нуждаются в коррекционной и развивающей работе и, в то же время индивидуально – дифференцированном подходе.
Список использованной литературы:
- Кисова В.В. Практикум по специальной психологии. 2020.-С. 348.
2. Кузнецова Л.В., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии: учебное пособие. 2018. – С. 480.
3. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для вузов. 2022. – С. 160.
4. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко / Под науч.ред. Л.М. Шипициной. 2023.-122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.
Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...
Методическое объединение по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе»....
Выступление на методическом объединении:" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познав...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"
В работе раскрыты специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью...
Выступление на методическом объединении по теме «Творческая реабилитация детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования посредством активного включения воспитанников в познавательную, досуговую и креативную деятельность»
Тема: Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.Одной из главных целей реабилитации детей с ОВЗ является всесто...
Выступление на метод.объединении по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий»
Выступление на метод.объединении Захаровой Зои Николаевны,учителя начальных классов, по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий , позволяющих формировать у школьников к...
Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»
Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»....