Выступление на методическом объединении:" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"
материал на тему

Юлия Александровна Орлова

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала.

Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_logopeda_v_protsesse_psihologo-pedagogicheskogo.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Сообщение на методическом объединении на тему:

" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ"

                                                                                                Выполнила:

                                                                                              учитель-логопед

I квалификационной

                                                                                 категории

                                                                                     Орлова Ю.А.

 2018 г.

" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ"

 Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных и это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. И это не только часто болеющие дети, дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо

более серьезными проблемами ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

В связи с этим, характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития. Необходимо понимать, что каждому ребенку с ОВЗ нужно создать специальные условия для становления его личности в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием обучения детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка. И одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя - логопеда, т.к. зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков детей с ОВЗ.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде». Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно. Таким образом, создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка будет являться целью психолого-педагогического сопровождения.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

-повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

- изучение индивидуальных особенностей детей.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития. Но, несмотря на это, данная категория детей может учиться по специальным программам, и помочь им в этом должны квалифицированные педагоги, которые имеют специальное образование в области коррекционного обучения.

В комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями входит следующий состав специалистов: педагоги-психологи, педагоги, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы, и др.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей. Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся и т.д.

Одной из важных составляющих сопровождения ребенка с ОВЗ является работа учителя- логопеда. Речевые нарушения затрудняют общение детей, негативно влияют на усвоение знаний, умений и навыков ребёнка с ОВЗ. В обязанности учителя-логопеда системы сопровождения входит:

-всестороннее изучение речи обучающихся,

-проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии,

- оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка и т.д.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.

Хотелось бы отметить, одно из важных направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель – логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды. Специалист знакомит родителей с результатами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за отработанное время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.

Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и имеет свои особенности. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития,

Логопедическая работа проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, индивидуальных особенностей детей.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала.

Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.       Поэтому для эффективности воздействия учителя-логопеда, других специалистов и педагогов, связанных с детьми со сложными нарушениями развития, необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения, что позволит динамично

организовывать коррекционно-развивающее обучение детей, а также позволит воспринять изучаемый материал детьми с разных сторон.

 В решении задач логопедической работы с детьми с ОВЗ должны участвовать не только учитель-логопед и ребенок, но также важно создать работу с педагогами и родителями, принимающими участие в учебно- воспитательном процессе т.е. другими словами, реализовать помощь мы должны сообща. Важно сотрудничать с семьями детей с ОВЗ, проводить специальную работу для обеспечения их информацией об особенностях

развития их ребенка, обучать родителей продуктивным методам помощи детям с ОВЗ.

Детям с ограниченными возможностями здоровья необходима помощь во взаимодействии со сверстниками и окружающими, и важно помочь им преодолевать социальную изоляцию - это подтолкнет их к развитию и совершенствованию способностей к обучению, развитию в личностном отношении.

Признайте, что реальной проблемой,

 с которой сталкиваются инвалиды, является их

 социальное обесценивание и притеснение,

 предубежденное отношение к ним.

(Норман Кюнк)

И наша задача, принять проблему каждого отдельного ребенка с ограниченными возможностями и дать ему возможность полноценно адаптироваться в социуме.

Не важно, какой у человека диагноз.

Важно относиться к нему с уважением,

 и дать возможность достойно жить.

 Мария Цыбульская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области 2023 г

Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области...

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей»....