Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»
методическая разработка

Калимуллина Динара Сагитовна

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся  с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся  с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»

Калимуллина Д.С

03.04.2024 г.

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Т.Г. Егоров в своих исследованиях выделяет 4 ступени формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями

 На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями происходит анализ речевого потока, разделение слов на звуки и слоги. Ребенок соотносит выделенный звук с его графическим обозначением. Процесс узнавания буквы происходит после ее оптического анализа. Сначала читающий узнает первую букву в слоге, соотносит ее со звуком, после этого узнает следующую букву и синтезирует их в слог.

  • Послоговое чтение

На ступени послогового чтения единицей чтения становится слог. Целостное восприятие слова по-прежнему отсутствует и способ чтения остается аналитическим, однако на данной ступени имеет место смысловая догадка. Темп чтения возрастает, но процесс осознания прочитанного всё еще остается медленным, так как на данной ступени процесс осмысления слова еще отстает от процесса визуального восприятия читаемого, не сливается с процессом восприятия, а следует за ним.

  • Ступень становления синтетических приемов чтения

 На ступени становления синтетических приемов чтения знакомые слова читаются целостно, а трудные и малознакомые слова всё еще читаются по слогам. Данная стадия является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Смысловая догадка на этой ступени играет большую роль, что приводит к ошибкам и расхождению прочитанного с напечатанным.

  •   Ступень синтетического чтения

На ступени синтетического чтения техническая сторона чтения уже не является для читающего затруднительной. Главной задачей становится осмысление прочитанного. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте.

 

Чтение обучающихся с умственной отсталостью характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Ребенок с умственной отсталостью в процессе формирования навыка чтения проходит все те же ступени, что и нормотипичный ребенок. Однако, это происходит гораздо медленнее. По данным Г. Я. Трошина, эти дети овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше. Ступени обучения чтению у умственно отсталых детей растянуты во времени. Так же промежутки между ступенями становятся более продолжительными.

Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге. Правильное чтение и восприятие прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, но способность звуко-слогового синтеза у данных детей снижена, что объясняет замедленное распознавание и понимание прочитанного. Понимание и осознание прочитанных предложений и текстов так же вызывает затруднения.

Так же причинами трудностей чтения у умственно отсталых обучающихся является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей. Все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями, ошибки довольно стойкие и сохраняются даже в старших классах.

 Дети приходят в школу, не зная букв, не владея элементарными фонематическими представлениями, с недостатками зрительного восприятия. В силу неоднородности контингента одного класса  по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения оказываются на разных этапах овладения навыком чтения. По мере усложнения программных требований к уровню развития навыков чтения возникает ряд новых трудностей. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием.

Словарная работа является одним из важнейших видов работ для понимания прочитанного текста. Необходимо научить детей самостоятельно выбирать незнакомые слова и спрашивать их значение у учителя или одноклассников.

Большое значение для правильного восприятия текста имеет первоначальное чтение произведения учителем. Выразительно прочитанный текст помогает учащимся понять правильный эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе. Важно, чтобы во время чтения текста учителем учащиеся слушали не открывая при этом книгу. Открытый текст отвлекает учащихся, они не в состоянии успеть за темпом чтения, не могут проследить по тексту, пытаются найти озвученное учителем знакомое слово, при этом пропуская остальную часть текста, не видя жестов и мимики учителя. Согласно недавним исследованиям чтение вслух – один из ключевых способов достичь понимания содержания текста школьниками с умственной отсталостью.

В процессе повторного чтения происходит анализ текста. Текст анализируется чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Данный подход является более простым для обучающихся с умственной отсталостью, так как в следствии последовательного разбора содержания обращается внимание на единичные значительно важные моменты читаемого материала и обучающиеся подводятся к осмыслению всего произведения в целом.

Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения:

 1. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.

 2. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.

3. Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.

4. Своевременное объяснение значения слова.

5. Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.

6. Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.

7. Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

8. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.

Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, но и с помощью иных приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; изготовление макетов, лепка и зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.

А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова отмечают, что только многократного повторения явно недостаточно для отработки у умственно отсталых школьников навыка беглого чтения. Учащиеся прочитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько вопросов, и т. д. Вся эта диалоговая работа способствует более полному пониманию читаемого и одновременно развитию техники чтения.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений: отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики; хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя; подражание образцу выразительного чтения; чтение по ролям, драматизация текста; упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.

На уроках чтения важно своевременное чередование различных форм работы, (фронтальные, групповые, индивидуальные) более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как это самый эффективный стимул познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.

Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха можно незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверены в поддержке и понимании ситуации в классе. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь поможет дифференцированный подход к обучению. Например, готовя задания для урока, стараться сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
Считаем, что наилучшего результата в формировании и развитии навыка чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью.

Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению:

  1. Чтение слов с одинаковым началом:

Пе — тух

  • нал
  • сок
  • пел

Та — нец

  • бун
  • бор
  • зик

2.   Чтение слов с одинаковой концовкой:

- мка

рамка

сумка

- ечка

печка

речка

- ёнок

утёнок

лисёнок

- ка

белка

кошка

3.  Чтение форм одного и того же слова:

у стола

до стола

от стола

из-за стола

о столе

в столе

на столе

к столу

над столом

под столом

перед столом

из-под стола

4.  Чтение однокоренных слов:

Сад: садовник, садик, садить, садовник.

5.   Работа с рифмованными текстами:

Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.

Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.

Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождалось различными заданиями:

  • чтение по абзацам на основе указаний учителя
  • чтение с эстафетой
  • выборочное чтение
  •  воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.

6. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

7. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"

Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это    актуальная проблема!...

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей»....