Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"
консультация на тему
В работе раскрыты специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_u_in.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность восприятия предъявляемой информации, особенно словесной, быстрое забывание. Коррекционно-развивающая работа в этом случае осуществляется путем неоднократного предъявления одних и тех же знаний и большого количества упражнений, а также повторного обращения к ранее усвоенному материалу. При сообщении или объяснении нового материала учитель постоянно прибегает к воспроизведению уже изученного, такое же повторение делается в конце каждой четверти. В процессе воспроизведения изученного уточняются и корригируются неправильно усвоенные знания и приемы действий, приводятся в систему отдельные понятия, усвоенные в разное время учащимися
В методике обучения русскому языку используются как общие для общеобразовательной и вспомогательной школы методы, так и специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия предъявляются путем расчленения их на более доступные составляющие, даже освоение каждой из них в отдельности ведется методом небольших порций. Концентрическое расположение программного материала (при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постоянным наращиванием сведений) дает возможность расчленить сложные понятия, умения на составляющие их элементы и отрабатывать каждый из них отдельно, идя к цели «маленькими шагами». Как известно, успешное выполнение учебных заданий, усвоение знаний и приобретение умений зависит от уровня общего развития школьников и наличия у них соответствующего опыта. Из-за недостаточной сформированности восприятия, слабости процессов анализа и синтеза и других мыслительных операций учащиеся с интеллектуальной недостаточностью располагают искаженными представлениями об объектах и явлениях окружающей действительности, что вызывает затруднения в овладении учебным материалом и способами работы с ним. Преодолению этих трудностей способствует наличие на всех этапах обучения языку пропедевтических периодов, в течение которых у детей ослабляют недостатки прошлого опыта и готовят к усвоению последующих этапов программы. Так, обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, недостатков речи, неправильных представлений об окружающем, без чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма. К усвоению элементарных сведений по грамматике в старших классах готовят путем проведения в течение ряда лет практических грамматических упражнений.
Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отдельных психофизиолоческих функций: фонематического слуха, пространственной ориентации, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, координации в системе «глаз – рука», моторики и др.. Развитие до определенного уровня этих функций будет способствовать предупреждению и преодолению у учащихся нарушений навыков чтения и письма. Анализ характера затруднений и ошибок, допускаемых учащимися в процессе обучения, выявляет причины испытываемых учениками трудностей. Например, если ученик при написании слов или чтении текста заменяет согласные сходными, близко звучащими фонемами, пропускает гласные буквы и сливает слова при письме, значит, у этого ученика недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Коррекционно-развивающая работа в данном случае будет строиться с опорой на сохранные анализаторы (зрительный и кинестетический). При этом предполагается использование специальных приемов: составление условно-графической схемы слова до его записи, выкладывание кубиков по мере произнесения звукового ряда или звуков слова, орфографическое проговаривание и др.
Обучение языку учащихся с интеллектуальной недостаточности нацелено на формирование умения общаться в различных жизненных ситуациях в устной и письменной форме, основной целью обучения языку является формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся. Главным в обучении является не столько сообщение о различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования языковых категорий в речи. Коммуникативная направленность обучения языку находит отражение во взаимосвязи и комплексном формировании всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма
У школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается низкая учебная мотивация, что обусловлено биологическими и социальными факторами. У многих учащихся с нарушением интеллекта не возникает потребность научиться читать, писать, узнавать новое и т.п. В связи с этим усиливается роль учителя как мотиватора учебной деятельности детей. Так, на уроках русского языка этот аспект реализуется, прежде всего через ситуацию применения, создание коммуникативной атмосферы урока, близкой к естественным условиям общения. Развитию интереса к изучению языка также способствует:
- применение эмоционально-насыщенных, игровых и разнообразных занимательных приемов обучения, наглядности, дидактических игр и т.д.. Все это создает условия для стимуляции активности и возникновения у учащихся положительных эмоций в процессе деятельности;
- подчеркивание удач, похвала, и признание учителем достижений ребенка вызывает у него чувство удовлетворения, способствуют положительному отношению к дальнейшей работе;
- разнообразие изучаемого материала, форм и способов работы повышают внимание, активность ребенка, создают положительный эмоциональный тонус и подготавливают возможность заинтересовать его речевой работой и особенностями языка;
- показ значимости знаний и умений читать и писать, использование „комического эффекта” незнания предмета в ситуациях, где эти знания нужны (учащиеся должны понимать, для чего они изучают ту или иную тему, почему это знание необходимо в повседневной жизни); подбор заданий, адекватных возможностям детей и оказание необходимой для выполнения задания помощи, что позволяет обеспечить ситуацию успеха и самостоятельность в учебной деятельности;
- организация и опора на личный опыт детей, использование аналогий с жизненными ситуациями; условия соревнования, новизна формы контроля и т. п.;
- создание противоречий между известным и неизвестным, активное использование частично-поискового или (эвристического) метода обучения, когда учитель ставит перед учениками проблемную ситуацию (например, как написать то или иное слово) и участвует вместе с учениками в осуществлении последовательных этапов решения.
В связи с этим, в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для повышения качества чтения можно исполизовать следующие приёмы работы:
Речевая разминка. Данный вид упражнений проводится на начальном этапе занятия, до проверки домашнего задания, в течение 5-7 минут.
Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Читать, как написаны, затем начинать читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец строки каждый предшествующий гласный.
Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
Слоги:
он ан ун ын
на ня нё ню
нан нон нун нен
нте нты нтя нту
Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки, скороговорки.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
Упражнения для интонации:
Соня Зине принесла малину в корзине.
Произнести с чувством радости; произнести с чувством огорчения; произнеси с чувством обиды.
Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
2. Работа с текстом
Упражнения для развития умения анализировать прочитанное
Материалом служат специальные тексты, которые отвечают следующим требованиям:
Тексты предъявляются каждому напечатанными на карточках, которые обучающиеся должны прочитать «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению.
По мере увеличения чтения «про себя» логопед предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого занятия) почитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся слушают чтение товарища и готовятся ответить на вопрос логопеда, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом, все оказываются вовлеченными, в процесс работы над текстом.
После окончания чтения каждым учеником (читает не более 3 учеников) логопед задает вопросы по содержанию всем. Это является стимулом к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста.
В конце разминки оценку чтения дают учащиеся.
При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи, с чем отбираемые произведения для речевой разминки различны по объему и сложности сюжета, что ставит учеников с любой техникой чтения в разные условия: все дети работают одним и тем же приемом с одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.[1]
Виды работы с текстом
Деление текста на части. Составление плана.
Чтение с сокращением текста.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Ответы на вопросы.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
Чтение по ролям.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.Чтение, пометка непонятных слов.
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Комбинированное чтение.[1]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"....
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»
Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....
Выступление на школьном методическом объединении учителей младших классов. Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях ГПД.
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И развивать творческие способности необходимо целенаправленно и осознанно. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие тв...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...