Функциональная читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
статья
Предварительный просмотр:
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили современное образование перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – важнейшая задача современного учителя. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- некоторые дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, переносить на собственный опыт. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов, именно поэтому уже в начальной школе необходимо уделять большое внимание развитию у детей навыков понимания, рефлексии и использования полученной информации. Проблема развития навыков функциональной грамотности актуальна и требует создания новых методик их совершенствования.
В начальных классах на уроках окружающего мира можно развить читательскую грамотность не только на примере работы с текстами, но и с другими видами представления информации, ведь в современных учебниках по этому предмету детям предлагают работать также с таблицами, графиками, картами и др.
Многие задания на уроках окружающего мира помогут развить и другие виды функциональной грамотности. Например, работа с таблицами, графиками и диаграммами позволит улучшить и навыки математической грамотности; проектная деятельность может усовершенствовать навыки глобальных компетенций и креативного мышления. Выбранная область – окружающий мир – работа в этом направлении в целом формирует взгляды в области естественно-научной грамотности.
Основываясь на этом для достижения умений, компетенций были разработаны следующие приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира.
Актуализация знаний (Подготовительный этап)
Цель: побудить познавательный интерес детей.
Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.
Использование загадок по теме текста – детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.
Составление пазла – детям в парах (группах) раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.
Проблемный вопрос – классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста.
Второй этап Работа с текстом (Основной этап)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.
Базовым элементом при оценке читательской грамотности у школьников является оценка их умений работы с текстами – это преобладающий вид представления информации. На уроках дети в основном сталкиваются с уже переработанной учителем информацией: объяснение материала, наводящие вопросы и пр. Зачастую ребенок не может самостоятельно вычленить нужную информацию.
Словарная работа – по ходу чтения текста дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.
Восстановление текста- по ходу работы с текстом дети должны заполнить пропуски, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.
Редактирование текста –
Прочитай текст. Найди в нём несоответствие. Запиши исправленный вариант текста.
Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.
Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.
Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок
Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
Третий этап: Итог, рефлексия (Заключительный этап).
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Работа с пословицами и поговорками - детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
«Ярмарка вопросов» - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?»
Составление памяток, инструкций.
1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Режим дня школьника»
Работа с таблицами
Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу и пр.
Проектные работы
Для эффективного обучения необходимо дать учащимся не только навыки анализа и применения знаний, но и научить их самостоятельно доносить другим важную информацию. Зачастую дети, даже зная ответы на некоторые вопросы, не могут четко их сформулировать.
Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в следующих классах: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Использование различных методов и приёмов способствует формированию читательской грамотности, уроки окружающего мира становятся более интересными, живыми. Разнообразие заданий привлекает внимание детей, а главное развивает интерес к научно-познавательным текстам, с которым они перейдут в старшие классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/13/picture-787353-1620881186.jpg)
Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860857-1480705375.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/03/picture-1381741-1664750339.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/03/picture-1381741-1664750339.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-405807-1392547582.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.
Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/23/picture-20576.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146723-1353221271.jpg)
Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность-формы функциональной грамотности-основы функциональной грамотности в начальной школе-из опыта работы...