Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
презентация к уроку (1 класс)
доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность
-формы функциональной грамотности
-основы функциональной грамотности в начальной школе
-из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
функциональная грамотность доклад | 34.13 КБ |
презентация к докладу функциональная грамотность | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выполнила:
Кожемяченко Светлана Сергеевна
Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.
1 слайд Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности
В ходе работы на уроках окружающего мира на протяжении всей начальной школы идет планомерная работа по формированию у ребят любви к своим близким людям, своей родине, знакомство со своим внутренним миром, своими чувствами, взаимосвязи жизнедеятельности человека и мира природы.
В первом классе мы учим детей правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Например, первый раздел помогает найти ответы на вопросы кто и что нас окружает? Что общего у разных растений?
Во втором разделе дети находят ответы на вопросы как, откуда и куда? Например, Как путешествует письмо? Как живут растения?
Раздел Где и когда? Поможет найти ответ на вопрос Что будет, когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?
2 слайд В ходе первого раздела Что и кто? Ребята работают над проектом «Моя малая родина», где они рассказывают об особенностях того места где родились и живут, о близких людях, которые их окружают с детства, и конечно же о себе, чем дорожат больше всего с малых лет, о чем мечтают.
На уроке обобщения материала по первому разделу, подытоживая полученные знания,
целесообразно провести работу по формированию функциональной грамотности, поговорить о мечтах ребят, о том, как своими мечтами они сами могут сделать мир своей малой родины добрее и красивее, а так же чему можно научиться у мира природы, чтобы воплотить мечты в реальность.
3 слайд Эту работу предлагаю начать с написания письма Деду Морозу. Ведь в преддверии Нового года, как хочется всем ребятам получить долгожданный подарок на праздник!
- слайд Так как мышление у младших школьников в этом возрасте наглядно-образное, а писать еще не все умеют, предлагаю им посмотреть экранизацию сказки Корнея Ивановича Чуковского «Чудо дерево», на котором однажды выросло много разнообразной обуви, и нарисовать дерево со своими пожеланиями Деду Морозу.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Что сделала Мура,когда ей прочли сказку"Чудо-дерево"
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
- Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву скакать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать:
"Ай да Мурочка,
Ай да умница!"
Далее проводится беседа, в виде вопросов и ответов на них, в ходе которой дети, используя знания о жизни растений в живой природе и перенимая опыт у природы учатся взаимодействовать гармонично с другими людьми, стремиться к реализации своих желаний и уважать, ценить и радоваться желаниям и успехам своим и других людей.
- Что выросло на волшебном дереве? (обувь)
- Что способствовало тому, что выросло такое дерево? (мечты, желания людей )
О чем мечтаете вы? Хотите нарисовать свое чудесное дерево? (дети рисуют и в ходе своей деятельности размышляют над вопросами)
5 слайд
- Что нужно, что бы выросло дерево? (посадить и ухаживать за ним)
- Что явилось причиной того что выросло такое дерево? Что является причиной роста разных растений? (семечко) У конкретного семени будет только такой плод (у семени яблока- яблоня)
Мы сейчас попробуем поучиться у матушки природы как правильно высаживать и взращивать плоды своих желаний.
Как правильно посадить семена своих желаний? Что это значит посадить семена успеха, результата?
Я вам подскажу. Народная мудрость нам поможет. Дело в том, что испокон веков люди передавали своим детям свой опыт и мудрость через народное творчество, а именно пословицы.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Яблочко от яблони недалеко падает.
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Не плюй в колодец, самому придется напиться.
- От доброго семени – добрый всход.
Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)
6 слайд Какие еще сопутствующие факторы привели к такому результату? Достаточно ли только бросить семя в землю? (нет нужны свет, вода, удобрения, воздух)
Какие факторы нужны семенам наших желаний на чудесных деревьях? (стремиться, учить, слушать, заниматься спортом и т.д.)
7 слайд Продолжим мы эту работу на уроке Как путешествует письмо? Проследим, как доставить свое письмо в срок до адресата. Пока у ребят будет время подготовить свои работы со всеми желаниями, которые важны для них и подумать, как они могут создать благодатную почву для их реализации.
Сопутствующие факторы очень важны, без них наше семя погибнет. Но одних стремлений мало, если не бросить семя в почву, нечему будет расти, если не заботиться о других людях, которые вас окружают, ваши усилия не принесут результата, придут только грусть и разочарование.
Чтобы лучше понять как это происходит, как наше сознание создает давайте окунемся в свой волшебный внутренний мир и поиграем в игру под названием «Мое воображение»
8 слайд
- Что это? (ручка)
- Если ее положить на стол в пустой комнате и туда зайдет собака? ( палочка)
- Если никого не будет в комнате?(ничем)
- То что это ручка исходит из сознания или входит в него? (исходит)
- Откуда мы знаем что это ручка? (нас научили)
- Если все исходит из нашего сознания, можем ли мы своим сознанием поменять сейчас ее свойства?(нет, когда то мы создали ее уже давно своим сознанием)
- Но можем ли мы повлиять что когда-нибудь у меня в руках будет золотая ручка?(да)
9 слайд
Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое будущее.
10 слайд
- Заключение.
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание: развить фантазию и воображение. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Научить пользоваться возможностями своего сознания чтобы создать тот мир в котором вопрос «Почему мы так часто слышим слово экология?» не будет звучать так остро, так как каждый человек будет более осознанно относиться к миру, который его окружает – вот задача учителя в современной школе.
11 слайд
Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность.
12 слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности. Что и кто нас окружает? Что общего у разных растений? Как путешествует письмо? Как живут растения? Где и когда? Что будет, когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?
«Моя малая родина»
Почва Удобрения Вода Свет Воздух результат Сопутствующие факторы причина семя Что посеешь, то и пожнешь. От доброго семени – добрый всход. Стараться Делать уроки Много читать Слушать учителя Выполнять дополнительные задания Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)
Как путешествует письмо?
Мое воображение
Мое воображение Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое новое красивое будущее.
Заключение Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности , развить память и внимание: развить фантазию и воображение. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...
«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...
Презентация " Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...