Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
презентация к уроку (1 класс)

Кожемяченко Светлана Сергеевна

доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность

-формы функциональной грамотности

-основы функциональной грамотности в начальной школе

-из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Доклад на тему:

«Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»

Выполнила:

Кожемяченко Светлана Сергеевна

                                               

 Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.

1 слайд  Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности

В ходе работы на уроках окружающего мира на протяжении всей начальной школы идет планомерная работа по формированию у ребят любви к своим близким людям,  своей родине, знакомство со своим внутренним миром, своими чувствами, взаимосвязи жизнедеятельности человека и мира природы.

В первом классе мы учим детей правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Например,  первый раздел помогает найти ответы на вопросы кто и что нас окружает? Что общего у разных растений?

Во втором разделе дети находят ответы на вопросы как, откуда и куда? Например, Как путешествует письмо? Как живут растения?

Раздел Где и когда? Поможет найти ответ на вопрос Что будет, когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?

2 слайд  В ходе первого раздела Что и кто? Ребята работают над проектом «Моя малая родина», где они рассказывают об особенностях того места где родились и живут, о близких людях, которые их окружают с детства, и конечно же о себе, чем дорожат больше всего с малых лет, о чем мечтают.

На уроке обобщения материала по первому разделу, подытоживая полученные знания,

целесообразно провести работу по формированию функциональной грамотности, поговорить о мечтах ребят, о том, как своими мечтами они сами могут сделать мир своей малой родины добрее и красивее, а так же  чему можно научиться у мира природы, чтобы воплотить мечты в реальность.

 3 слайд  Эту работу предлагаю начать с написания письма Деду Морозу. Ведь в преддверии Нового года, как хочется всем ребятам получить долгожданный подарок на праздник!

  1. слайд  Так как мышление у младших школьников в этом возрасте наглядно-образное, а писать еще не все умеют, предлагаю им посмотреть экранизацию сказки Корнея Ивановича Чуковского «Чудо дерево», на котором однажды выросло много разнообразной обуви,   и нарисовать дерево со своими пожеланиями Деду Морозу.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!

Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Что сделала Мура,когда ей прочли сказку"Чудо-дерево"

Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
- Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!

Будут, будут босоножки
К чудо-дереву скакать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать:
"Ай да Мурочка,
Ай да умница!"

Далее проводится беседа, в виде вопросов и ответов на них, в ходе которой дети, используя знания о жизни растений в живой природе и перенимая опыт у природы учатся взаимодействовать гармонично с другими людьми, стремиться к реализации своих желаний и уважать,  ценить и радоваться желаниям и успехам своим и  других людей.

  • Что выросло на волшебном дереве? (обувь)
  • Что способствовало тому, что выросло такое дерево? (мечты, желания людей )

О чем мечтаете вы? Хотите нарисовать свое чудесное дерево? (дети рисуют и в ходе своей деятельности размышляют над вопросами)

5 слайд 

  • Что нужно, что бы выросло дерево? (посадить и ухаживать за ним)
  • Что явилось причиной того что выросло такое дерево? Что является причиной роста разных растений? (семечко) У конкретного семени будет только такой плод (у семени яблока- яблоня)

Мы сейчас попробуем поучиться у матушки природы как правильно высаживать и взращивать плоды своих желаний.

Как правильно посадить семена своих желаний? Что это значит посадить семена успеха, результата?

Я вам подскажу. Народная мудрость нам поможет. Дело в том, что испокон веков люди передавали своим детям свой опыт и мудрость через народное творчество, а именно пословицы.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Яблочко от яблони недалеко падает.
  • Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
  • Не плюй в колодец, самому придется напиться.
  • От доброго семени – добрый всход.

Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)

6 слайд  Какие еще сопутствующие факторы привели к такому результату? Достаточно ли только бросить семя в землю? (нет нужны свет, вода, удобрения, воздух)

Какие факторы нужны семенам наших желаний на чудесных деревьях? (стремиться, учить, слушать, заниматься спортом и т.д.)

7  слайд  Продолжим мы эту работу на уроке Как путешествует письмо? Проследим, как доставить свое письмо в срок до адресата. Пока у ребят будет время подготовить свои работы со всеми желаниями, которые важны для них и подумать, как они могут создать благодатную почву для их реализации.

Сопутствующие факторы очень важны, без них наше семя погибнет. Но одних стремлений мало, если не бросить семя в почву, нечему будет расти, если не заботиться о других людях, которые вас окружают,  ваши усилия не принесут результата, придут только грусть и разочарование.

Чтобы лучше понять как это происходит, как наше сознание создает  давайте окунемся в свой волшебный внутренний мир и поиграем в игру под названием «Мое воображение»

8 слайд

  • Что это? (ручка)
  • Если ее положить на стол в пустой комнате и туда зайдет собака? ( палочка)
  • Если никого не будет в комнате?(ничем)
  • То что это ручка исходит из сознания или входит в него? (исходит)
  • Откуда мы знаем что это ручка? (нас научили)
  • Если все исходит из нашего сознания, можем ли мы своим сознанием поменять сейчас ее свойства?(нет, когда то мы создали ее уже давно своим сознанием)
  • Но можем ли мы повлиять что когда-нибудь у меня в руках будет золотая ручка?(да)

9 слайд

Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое будущее.

 

10 слайд

  1. Заключение.

Перед  учителем  начальной  школы  стоят  колоссальные  задачи:  развить  ребёнка.   Что  значит  развить  мышление:  из  наглядно-действенного  перевести  его  в  абстрактно-логическое:  развить  речь,  аналитико-синтетические  способности,  развить  память  и  внимание:  развить  фантазию  и  воображение. Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Научить пользоваться возможностями своего сознания чтобы создать тот мир в котором вопрос «Почему мы так часто слышим слово экология?» не будет звучать так остро, так как каждый человек будет более осознанно относиться к миру, который его окружает – вот задача учителя в современной школе.

11 слайд

 Решая  эти  задачи,  педагог как в  пазлах  -  собирает  картинку, получает  в результате функционально развитую  личность.

12 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г. Уссурийска Кожемяченко Светлана Сергеевна

Слайд 2

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности. Что и кто нас окружает? Что общего у разных растений? Как путешествует письмо? Как живут растения? Где и когда? Что будет, когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?

Слайд 3

«Моя малая родина»

Слайд 6

Почва Удобрения Вода Свет Воздух результат Сопутствующие факторы причина семя Что посеешь, то и пожнешь. От доброго семени – добрый всход. Стараться Делать уроки Много читать Слушать учителя Выполнять дополнительные задания Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)

Слайд 7

Как путешествует письмо?

Слайд 9

Мое воображение

Слайд 10

Мое воображение Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое новое красивое будущее.

Слайд 11

Заключение Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности , развить память и внимание: развить фантазию и воображение. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Слайд 12

Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...

Презентация " Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...