Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения»
учебно-методический материал
В нашей школе прошла методическая неделя для молодых педагогов посвященная «Методическим основам современного учебного занятия, требования к его проведения»
Целью проведения данной недели является обмен опытом и обучения профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.6 КБ |
metodicheskaya_nedelya_dlya_molodyh_pedagogov_metodicheskie_osnovy.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения»
В нашей школе прошла методическая неделя для молодых педагогов посвященная «Методическим основам современного учебного занятия, требования к его проведения»
Целью проведения данной недели является обмен опытом и обучения профессиональной деятельности. (1слайд)
В первый день проведён методический семинар на тему «Подготовка к современному уроку». На данном семинаре мы рассматривали
- Типы урока (Урок изучения (объяснения) нового материала; Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; Урок повторительно-обобщающего характера; Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками); Комбинированный урок; Урок контроля знаний, умений и навыков; Уроки «открытия- нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологи ческой направленности; Уроки развивающего контроля.)
- Структура урока – строится (отличается) в зависимости от типа урока. Например…
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- этапы урока - строятся в зависимости от структуры урока
- Результаты урока - основываются на -…Личностные, предметные, метапредметные планируемые результаты являются частью системы оценки качества общего образования, которая используется для развития образования в России, планирования образовательных маршрутов и работы образовательных учреждений страны.
- Анализ урока (Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.)
-Требования к уроку ФГОС
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
(слайд 2)
Во второй день молодые педагоги посетили уроки учителей - стажистов МОУ Коменской СОШ.
В третий день наставники посетили уроки молодых педагогов.
Данная работа была проведена с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи. Молодым специалистам были предложены методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы, виды, формы урока; современный урок и его организация; современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе; коммуникативная и интерактивная направленность урока, активные методы обучения.
Был предложен самоанализ урока молодым специалистами и анализ уроков наставника.( слайд 3, 4)
На четвёртый день проведён круглый стол-анализ и самоанализ уроков (Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.)( слайд 5)
В заключающий день методической недели был проведён тренинг на тему: «Самопознание, как фактор успешной профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов»
Цель данного тренинга: способствовать психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе и содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
….Адаптация - это этап развития профессионала, характеризующийся освоением системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретением профессионального опыта и самостоятельным выполнением профессионального труда.
Вхождение молодого специалиста в новую деятельность может сопровождаться высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
В такой ситуации необходимы условия для профессионального становления, мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Одним из таких условий, а кроме того и фактором успешного профессиональной адаптации выступает познание самого себя, своих слабых и сильных сторон….
(слайд 6)
Результат (слайд 7)
В целом, было отмечено, что проведение методической недели имело положительный результат, так как позволило повысить свой методический уровень как учителю, дающему информацию по теме, так и тому педагогу, который посетил мероприятие. Молодому специалисту оказывалась помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний, повышения профессионального мастерства.
Методическая неделя прошла в динамичной и творческой обстановке.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 день : Методический семинар «Подготовка к современному уроку» Типы урока Структура, этапы урока Результаты урока Анализ урока Требования к уроку ФГОС
2 день: Посещение уроков учителей-стажистов молодыми педагогами Копылова И.М. – урок истории 5 класс Арефьева А.И. – урок математики 1 класс Балаганская Г.П. – урок технологии 4 класс
3 день : Посещение наставниками и руководителями МО школы уроков молодых педагогов: Панченко О.А. – урок окружающего мира 3 класс Орлова А.А. – урок литературы 3 класс
4 день: Круглый стол «Анализ урока» Составление анализа собственного урока по ФГОС; Анализ посещенных уроков
5 день: Тренинг с молодыми педагогами «Самопознание, как фактор успешной профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов»
Результат: Обмен опытом Повышения профессионального мастерства Совершенствование теоретических и практических знаний Тренинг: раскрытие внутренних ресурсов, личностных качеств, способностей педагогов, определение стиля преподавания, изучение своей самооценки
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...
Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Педагогические требования к современному учебному занятию (уроку)
Собственная разработка...
Игра как один из подходов к организации современных учебных занятий в аспекте требований ФГОС НОО (мастер-класс)
Описание дидактических игр по теме «Словообразование»...
Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »
В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....
Сценарий методического фестиваля для молодых педагогов- 2020
Каждый из педагогов, увеличивая стаж, так или иначе становится носителем ценного нематериального багажа под названием ОПЫТ. И этот опыт приобретает особую ценность, когда не является досто...
Сценарный ход методического фестиваля для молодых педагогов - 2022
Каждый из педагогов, увеличивая стаж, так или иначе становится носителем ценного нематериального багажа под названием ОПЫТ. И этот опыт приобретает особую ценность, когда не является досто...