«Активные приемы по формированию читательской грамотности»
статья

"Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx348.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Активные приемы по формированию читательской грамотности»

                                                                        «Не так важно научить детей читать, намного важнее                

                                                                           научить детей обдумывать то, что они читают!»

                                                                          Джордж Карлин

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Существует огромное количество активных приёмов работы по формированию читательской грамотности. Я остановлюсь на некоторых из них.

Для обучающихся 1 -2 классов я рекомендую подбирать несложные приёмы работы, опирающиеся на их подготовку, читательский опыт, словарный запас и мировоззрение.

Приём «Толстые» и «тонкие»  вопросы.

В этом приёме «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём может быть использован на любой из трёх  фаз знакомства с текстом:

  • перед чтением;
  • на стадии осмысления;
  • на стадии размышления о прочитанном;

Работа с его применением строится в 3 этапа:

  • I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в 1 классе учитель даёт образец вопросов, затем детям можно предлагать дополнять начало каждого вопроса. Далее, по мере возрастания опыта в постановке вопросов, обучающиеся учатся формулировать их сами.
  • II этап. На этой стадии обучающиеся записывают формулировки.
  • III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу.

Приём «Чтение с остановками»

Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, рассказом,  развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.

 

ОСМЫСЛЕНИЕ Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

Приём «Фишбоун»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/280/285909/img19.jpg

Фишбоун — прием в обучении на уроке, с помощью которого

ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме.

Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер – один из приёмов, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся. Он позволяет фиксировать все данные, которыми владеют обучающиеся в компактном виде, что позволяет качественно усваивать информацию.

В 3 – 4 классе можно использовать более сложные приёмы, так как к этому времени у детей формируется достаточный словарный запас, читательский опыт, умение работать с разными видами текстов.

Приём «Горячий стул».

Это прием для проверки  понимания прочитанного текста. Он помогает актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучающихся; Приём тесно связан с приёмом «Толстые» и «тонкие» вопросы. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем обучающиеся  задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий на стуле, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быт таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.

 Приём «Инсерт»

C:\Users\username\Desktop\инсерт.png

Перед началом работы учеников знакомим с рядом значков:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не пачкать книги.

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

Чему это учит?Выделение главной инффформации

распределять материал на главный и второстепенный.

оценивать информацию

ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации.

самостоятельно работать с информацией.

делать выводы.

Можно использовать на разных этапах урока.

Пример: Для развития читательской грамотности важно использовать не только адаптированные тексты из учебников, но также тексты из других источников (энциклопедий, научной литературы. )

Желаю вам выбирать те приёмы, которые будут актуальны для вас и ваших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

Формирование читательской грамотности (методы и приемы)

laquo;Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять ...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Приемы формирования читательской грамотности

Приемы формирования читательской грамотности...

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....