Формирование читательской грамотности (методы и приемы)
статья
«Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности младших школьников.
СЛАЙД 1. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. СЛАЙД 2. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г. «Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». . СЛАЙД 3.
Из понятия «читательская грамотность» следует то, что опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами, которые сейчас вы видите на экране.
- извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на текст, сделать простые выводы; интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
На экране представлены уровни читательской грамотности: СЛАЙД 4.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, ученики нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному .
Низкий уровень говорит о непонимании текста или о не полном осознании прочитанного.
понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. СЛАЙД 5.
Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, СЛАЙД 6 которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.
СЛАЙД 7. Термин «проблемно-диалоговое обучение», состоит из двух частей, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. СЛАЙД 8. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. СЛАЙД 9
Виды проблемных диалогов вы видите на экране.
Виды проблемных диалогов:
• Через использование цитат.
• Через ключевой вопрос урока
• Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
• Через грамматическую сказку
• Через столкновение мнений
• Через ошибку
• Проблема «лёгкой темы»
• Прием сравнения
• Прием сопоставления репродукций
• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.
СДАЙД 10 Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.
СДАЙД 11. Почему многие дети неохотно и мало читают? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. СЛАЙД 12. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
– сопереживать героям и автору;
– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
С приёмами работы, которые мы предлагаем использовать, вы уже смогли познакомится.
- Приём – «Чтение с остановками».
- Приём «Работа с вопросником»
- Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
- Приём “Письменное высказывание”.
Приём “Встреча с героем”. - Приём «Написание творческих работ»
- Приём «Создание викторины».
- Приём «Уголки»
- Приём “Письменное высказывание”.
Приём “Встреча с героем”. - Приём «Написание творческих работ»
- Приём «Создание викторины».
- СЛАЙД 13. Например: Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Так, например, после чтения басни «Белка и волк.», учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о добре и зле (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
- СЛАЙД 14. Приём «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
СЛАЙД 15. Приём “Шкатулка”.
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания, стикеры с написанными тезисами по теме урока.
СЛАЙД 16. Ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:
- предметные недели по литературе
– конкурсы рисунков, конкурсы стихов
– викторины по прочитанным произведениям
– уроки-праздники
– путешествия по сказкам
- проект «Читать не вредно, вредно не читать» СЛАЙД 17.
В нашей гимназии мы тоже работаем над проектом «Читать не вредно, вредно не читать». План нашей работы вы видите на экране.
СЛАЙД 18. Проводятся мероприятия , которые способстуют повысить интерес детей к чтению и развивают навык качественного чтения . СЛАЙД 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....
Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"
Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...
Приемы формирования читательской грамотности
Приемы формирования читательской грамотности...
Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.
В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....
Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников
В статье предлагаются приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках литерпатурного чтения....