ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
статья

Туркова Елена Викторовна

В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ  И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

 «Наши дети умеют читать! Они просто не всегда умеют понимать, что они прочитали…» - такой вывод сделали ученые по результатам международных исследований в области читательской грамотности. Как научить ребенка читать, чтобы ему это было интересно?

Воспитание интереса к книге является одним из направлений  моей воспитательной работы  в группе продленного дня,

так как одной  из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет  интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, умению слушать и проговаривать то, что прочитали.

Наша задача, совместно с родителями, помочь ребенку в формировании интереса к чтению и любви к книге.

 Чем отличается понятие « чтение» от понятия « функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, посредник в  общении. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое происходит на протяжении  всей жизни.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Учащиеся , у которых сформированы навыки функциональной грамотности, умеют пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Ученик способен переходить от одного вида чтения к другому.

Основной способ развития навыков функционального чтения – умение работать с текстом.

В своей работе  воспитателя группы продленного дня, я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка техники чтения.

Существуют специальные интересные упражнения  для младших школьников по развитию функционального навыка техники чтения  с использованием ресурсов современных педагогических технологий в группе продленного дня.

Упражнение на развитие антиципации: « Пропавшие буквы».

Задача: прочитать, угадывая буквы  и слова, которых  нет.

Можно использовать новые фразы, крылатые выражения, скороговорки.

Упражнение: «Зазеркалье».

 Мы попали в мир Зазеркалья, в этом мире все наоборот. Даже слова читают справа налево, а не слева направо. Детям поставлена задача: правильно и четко произносить слова, т.к. при этом способе чтения теряется смысл текста.

Упражнение: «Найди слово».  Перед детьми карточки с разными, но длинными словами  разбросаны  в произвольном порядке.

Воспитатель называет слово и просит учащихся найти его.

Каждое следующее слово учащийся будет находить быстрее предыдущего. Школьник, пытаясь найти одно слово, по пути будет читать другие слова  и запоминать, где они находятся.

Упражнение: « Странная книга».

Воспитатель: -Ребята, иногда некоторые книжки ведут себя очень странно. Они вдруг переворачиваются вверх ногами.

Чтение  начинаем  простыми, короткими словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Ребенок читает вслух, воспитатель через какое–то время хлопает в ладоши.

Задача учащегося перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился.

И так несколько раз.

Развивается координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Формируется эталон букв, восприятие и переработка информации.

 Упражнение: « Тайна пропавшего предложения».  Это зрительный диктант, разработанный профессором И.Т. Федоренко.  Тексты диктантов  можно найти в интернете. Один диктант можно использовать несколько раз, если ребенку не удается выполнить задание с первого раза. Всего таких диктантов 18 штук, в каждом по шесть предложений.

Карточек шесть. Шрифт крупный, легко читаемый.

Воспитатель показывает первую карточку. Ученики читают предложение и запоминают. Через  6-8 секунд воспитатель убирает карточку. Ребенок по памяти должен записать предложение,  затем следующая карточка и т.д. до шестого предложения .

 В первом предложении диктанта 8 букв, во втором- 9 и т.д., а в шестом уже 12.00Количество букв, в  предложении,  постепенно увеличивается и достигает  46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

 «Чтение – это окошко,  через которое дети видят и познают мир и самих себя» . ( В. А. Сухомлинский.)

 Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного. Они находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, выразительному чтению -   одна из задач начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива в условиях группы продленного дня

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

Исследовательская работа "Использование нетрадиционных форм уроков русского языка,как средство формирования коммуникативных УУД"

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профес...

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...

«Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения».

В работе обоснована актуальность темы «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения», определены конкретные цели и задачи.  В современном мире важн...

Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников

В статье  предлагаются приемы и методы формирования читательской  грамотности на уроках литерпатурного чтения....

Статья "Средства формирования читательской грамотности младших школьников"

В статье представлены  технологии, приемы работы с текстом и задания, . способствующих формированию читательской грамотности...