Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
статья (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_4.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»
Помайба Галина Ивановна
Воспитатель группы продленного дня
«Наши дети умеют читать! Они просто не всегда умеют понимать, что они прочитали…» - такой вывод сделали ученые по результатам международных исследований в области читательской грамотности. Как научить ребенка читать, чтобы ему это было интересно?
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД.
Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению. Умению слушать и проговаривать то, что прочитали.
Наша задача, совместно с родителями, помочь ребенку в формировании интереса к чтению и любви к книге.
Чем отличается понятие « чтение» от понятия
« функциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, посредник в общении. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое происходит на протяжении всей жизни.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Учащиеся , у которых сформированы навыки функциональной грамотности, умеют пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Ученик способен переходить от одного вида чтения к другому.
Основной способ развития навыков функционального чтения – умение работать с текстом.
В своей работе воспитателя ГПД, я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка техники чтения.
Существуют специальные интересные упражнения для младших школьников по развитию функционального навыка техники чтения с использованием ресурсов современных педагогических технологий в группе продленного дня.
Упражнение на развитие антиципации: « Пропавшие буквы».
Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет.
Можно использовать новые фразы, крылатые выражения, скороговорки.
Упражнение: «Зазеркалье»
Мы попали в мир Зазеркалья, в этом мире все наоборот.
Даже слова читают справа налево, а не слева направо.
Детям поставлена задача: правильно и четко произносить слова, т.к. при этом способе чтения теряется смысл текста.
Упражнение: «Найди слово». Перед детьми карточки с разными, но длинными словами разбросаны в произвольном порядке.
Воспитатель называет слово и просит учащихся найти его.
Каждое следующее слово учащийся будет находить быстрее предыдущего. Школьник, пытаясь найти одно слово, по пути будет читать другие слова и запоминать,
где они находятся.
Упражнение: « Странная книга»
Воспитатель: ребята, иногда некоторые книжки ведут себя очень странно. Они вдруг переворачиваются вверх ногами.
Чтение начинаем простыми, короткими словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Ребенок читает вслух, воспитатель через какое–то время хлопает в ладоши.
Задача учащегося перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился.
И так несколько раз.
Развивается координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Формируется эталон букв, восприятие и переработка информации.
Упражнение: « Тайна пропавшего предложения» - это зрительный диктант, разработанный профессором И.Т. Федоренко. Тексты диктантов можно найти в интернете. Один диктант можно использовать несколько раз, если ребенку не удается выполнить задание с первого раза. Всего таких диктантов 18 штук, в каждом по шесть предложений.
Карточек шесть. Шрифт крупный, легко читаемый.
Воспитатель показывает первую карточку. Ученики читают предложение и запоминают. Через 6-8 секунд воспитатель убирает карточку. Ребенок по памяти должен записать предложение, затем следующая карточка и т.д. до шестого предложения .
Букв в первом предложении диктанта -8, во втором- 9 и т.д., а в шестом уже 12.
Количество букв, в предложении, постепенно увеличивается и достигает 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Заключение:
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский.
Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного. Они находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, выразительному чтению - одна из задач начального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...
Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....
Доклад на тему: «О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы».
Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное....
«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»
laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...