Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
статья (4 класс)

Помайба Галина Ивановна
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению. Умению слушать и проговаривать то, что прочитали. Наша задача, совместно с родителями, помочь ребенку в формировании интереса к чтению и любви к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_4.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ  И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»


Помайба Галина Ивановна

Воспитатель группы продленного дня

 


«Наши дети умеют читать! Они просто не всегда умеют понимать, что они прочитали…» - такой вывод сделали ученые по результатам международных исследований в области читательской грамотности. Как  научить ребенка читать, чтобы ему это было интересно?

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений  моей воспитательной работы  в ГПД.

Т.К. одной  из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет  интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению. Умению слушать и проговаривать то, что прочитали.

Наша задача, совместно с родителями, помочь ребенку в формировании интереса к чтению и любви к книге.

Чем отличается понятие « чтение» от понятия

 « функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, посредник в  общении. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое происходит на протяжении  всей жизни.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Учащиеся , у которых сформированы навыки функциональной грамотности, умеют пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Ученик способен переходить от одного вида чтения к другому.

Основной способ развития навыков функционального чтения – умение работать с текстом.

В своей работе  воспитателя ГПД, я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка техники чтения.

Существуют специальные интересные упражнения  для младших школьников по развитию функционального навыка техники чтения  с использованием ресурсов современных педагогических технологий в группе продленного дня.

Упражнение на развитие антиципации: « Пропавшие буквы».

Задача: прочитать, угадывая буквы  и слова, которых  нет.

Можно использовать новые фразы, крылатые выражения, скороговорки.

Упражнение: «Зазеркалье»

 Мы попали в мир Зазеркалья, в этом мире все наоборот.

Даже слова читают справа налево, а не слева направо.

Детям поставлена задача: правильно и четко произносить слова, т.к. при этом способе чтения теряется смысл текста.

Упражнение: «Найди слово».  Перед детьми карточки с разными, но длинными словами  разбросаны  в произвольном порядке.

Воспитатель называет слово и просит учащихся найти его.

Каждое следующее слово учащийся будет находить быстрее предыдущего. Школьник, пытаясь найти одно слово, по пути будет читать другие слова  и запоминать,

где они находятся.

Упражнение: « Странная книга»

Воспитатель: ребята, иногда некоторые книжки ведут себя очень странно. Они вдруг переворачиваются вверх ногами.

Чтение  начинаем  простыми, короткими словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Ребенок читает вслух, воспитатель через какое–то время хлопает в ладоши.

Задача учащегося перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился.

И так несколько раз.

Развивается координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Формируется эталон букв, восприятие и переработка информации.

 Упражнение: « Тайна пропавшего предложения» - это зрительный диктант, разработанный профессором И.Т. Федоренко.  Тексты диктантов  можно найти в интернете. Один диктант можно использовать несколько раз, если ребенку не удается выполнить задание с первого раза. Всего таких диктантов 18 штук, в каждом по шесть предложений.

Карточек шесть. Шрифт крупный, легко читаемый.

Воспитатель показывает первую карточку. Ученики читают предложение и запоминают. Через  6-8 секунд воспитатель убирает карточку. Ребенок по памяти должен записать предложение,  затем следующая карточка и т.д. до шестого предложения .

Букв в первом предложении диктанта -8, во втором- 9 и т.д., а в шестом уже 12.

Количество букв, в  предложении,  постепенно увеличивается и достигает  46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

 

Заключение:

«Чтение – это окошко,  через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский.

 Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного. Они находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, выразительному чтению -   одна из задач начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня

В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....

Доклад на тему: «О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы».

    Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное....

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...