Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений
учебно-методический материал
Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающую читателя. Поэтому учителю необходимо формировать у юных читателей умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка лирических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.76 КБ |
ivs_syrenova_a.b._doklad.pptx | 917.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа над изобразительно - выразительными
средствами языка лирических произведений
Учитель начальных классов - Сыренова А.Б.
Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающую читателя. Поэтому учителю необходимо формировать у юных читателей умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка лирических произведений.
Изобразительно-выразительные средства – это слова и выражения, которые используются в переносном значении.
К наиболее распространённым средствам художественной выразительности относятся сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.
Метафора – это троп, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов или явлений.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
С. Есенин
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами…
М. Лермонтов
Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому, имеющему общие признаки с первым.
А подушка, как лягушка, ускакала от меня…
К. Чуковский
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
А. Пушкин
Олицетворение – приём художественного изображения, состоящий в наделении неодушевлённых предметов, явлений природы способностями и свойствами живых существ.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Эпитет – красочное, образное определение , обладающее особой художественной выразительностью, передающее отношение автора к предмету описания.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А. Пушкин
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана
М. Лермонтов
Задания:
- Продолжите ряд эпитетов:
Ветер – вольный, ….
Воздух – ароматный, ….
Дождь – бесконечный, ….
Мороз – бодрящий, ….
Небо – багровое, ….
- Запишите словосочетания в два столбика:
1. с простыми определениями, не имеющими эмоциональной окраски;
2. с эпитетами
Золотое кольцо, чугунный грохот, старый человек, свежий лес, питьевая вода, золотые лучи, серебристый ландыш, душистая роса, чугунные рельсы, румяный вечер, жестокий бой, белая бумага, зелёный лист, одинокий корабль, дивное утро, картонная коробка, горькие слёзы, каменный дом
- Определите, какие тропы использованы в выделенных фрагментах текста
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. С. Есенин
Зреет рожь над жаркой нивой.
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы. А. Фет
Константин Бальмонт
Осень («Поспевает брусника…»)
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Средства художественной выразительности в стихотворении
«Вот север, тучи нагоняя…». А.С.Пушкин
Почему поэт использовал выражение блеснул мороз? Сравни его с сочетаниями ударил мороз, блеснула молния.
Выражение «блеснул мороз» даёт представление, как искрится снег на солнце в морозный день. Такая картина вызывает восторг и умиление. Это средство художественной выразительности, а именно метафора.
«Ударил мороз», и «блеснула молния» тоже являются метафорами. Но они являются более распространёнными и привычными, нежели выражение, которое использовал Пушкин.
Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река.
Сравни эти выражения со строкой из стихотворения: брега с недвижною рекою.
По смыслу эти выражения совпадают, но последнее является более образным и красивым. Раньше я не слышал такого выражения, поэтому оно произвело на меня особое впечатление.
Эпитеты: волшебница-зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, пухлой пеленою, матушки-зимы.
Метафоры: рассыпалась, клоками повисла, легла коврами, брега сравняла, блеснул мороз.
Олицетворения: север дохнул, завыл, волшебница-зима, проказам зимы.
Таблица с ответами учащихся:
Выразительные средства | Примеры из стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…» |
Олицетворения | Север дохнул, завыл. |
Зима идёт, пришла, …, легла. | |
Эпитеты | Волшебница зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, матушка зима, пухлой пеленою. |
Метафора | Повисла клоками (снежными хлопьями). Легла коврами (снегами). Сравняла пеленою (снегом). |
Домашнее задание: Пословицы к стихотворению "Вот север тучи нагоняя"
Зима не лето, в шубу одета.
В зимний холод всякий молод.
В одну ночь зима становится.
Зима без мороза не бывает.
Зимой солнце светит, да не греет.
Анализ стихотворения
Константина Бальмонта «Поспевает брусника»
ФИО ______________________________________
- Тема стихотворения ____________________
- Что ты почувствовал при чтении стихотворения? (Подчеркни)
Радость, грусть, печаль, покой, удивление, злость.
- Найди толкование слов.
- Какие признаки осени описал автор в своем стихотворении? (Прочитай строчки об этом признаке)
- Листопад;
- Затяжные дожди;
- Расцвечивание листьев;
- Сбор урожая;
- Утренний иней;
- Облачность;
- Созревание плодов;
- Понижение температуры воздуха;
- Звери впадают в спячку;
- Птицы улетают в тёплые края;
- Вянут травы.
- Найди олицетворения.
___________________ смеётся. _______________ проснётся и заплачет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающую читателя. Поэтому учителю необходимо формировать у юных читателей умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка лирических произведений.
Изобразительно-выразительные средства – это слова и выражения, которые используются в переносном значении. К наиболее распространённым средствам художественной выразительности относятся сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.
Метафора – это троп, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов или явлений. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами… М. Лермонтов
Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому, имеющему общие признаки с первым. А подушка, как лягушка , ускакала от меня… К. Чуковский Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета. А. Пушкин
Олицетворение – приём художественного изображения, состоящий в наделении неодушевлённых предметов, явлений природы способностями и свойствами живых существ . Зима недаром злится , Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев
Эпитет – красочное, образное определение , обладающее особой художественной выразительностью, передающее отношение автора к предмету описания. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. А. Пушкин Ночевала тучка золотая На груди утёса- великана М. Лермонтов
Задания Продолжите ряд эпитетов: Ветер – вольный, …. Воздух – ароматный, …. Дождь – бесконечный, …. Мороз – бодрящий, …. Небо – багровое, ….
Запишите словосочетания в два столбика: 1. с простыми определениями, не имеющими эмоциональной окраски; 2. с эпитетами Золотое кольцо, чугунный грохот, старый человек, свежий лес, питьевая вода, золотые лучи, серебристый ландыш, душистая роса, чугунные рельсы, румяный вечер, жестокий бой, белая бумага, зелёный лист, одинокий корабль, дивное утро, картонная коробка, горькие слёзы, каменный дом
Определите, какие тропы использованы в выделенных фрагментах текста Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона . С. Есенин Зреет рожь над жаркой нивой. И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы . А. Фет
Константин Бальмонт Осень («Поспевает брусника…») Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется, И заплачет спросонья.
Работа в таблице по теме « Изобразитель но-выразительные средства в стихотворении « Вот север, тучи нагоняя …» А.С.Пушкина. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
- Почему поэт использовал выражение « блеснул мороз» ? Сравни его с сочетанием «ударил мороз» - Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. Сравни эти выражения со строкой из стихотворения «брега с недвижною рекою»
Изобразительно-выразительные средства Примеры из стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…» Олицетворения Эпитеты Метафора
Сергей Есенин «Поет зима — аукает…» Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над лирическим произведением о родине и природе
Методика работы над лирическим произведением о Родине...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...
НПК Изобразительно-выразительные средства лирических произведений
Работы учащихся...
Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)
Как работать над лирическим произведением в начальной школе? Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художествен...
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»
Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...