НПК Изобразительно-выразительные средства лирических произведений
творческая работа учащихся (4 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz-vyr.sredstva.docx22.4 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.rar731.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ «Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно – практическая

конференция учащихся начальных классов «Первые шаги»

Номинация: Литература

Тема: Изобразительно-выразительные средства                                        лирических произведений

Автор: Каримов Кирилл ученик 4б класса

МБОУ «Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Джидинского района

Домашний адрес: с.Булык, ул.Ворошилова

Телефон: 89834298872

Руководитель: Филиппова Светлана Геннадьевна

Телефон: 89503954013

2016


Оглавление

  1. Введение
  2. Изобразительно-выразительные средства
  3. Изобразительно-выразительные средства в произведениях С.А.Есенина
  4. Заключение
  5. Литература

Введение

Данная тема очень актуальна. Так как пробуждает интерес к поэзии, а это в свою очередь воспитывает любовь к своей земле, к своему народу. Что очень важно сейчас, когда мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

          Объект исследования: стихотворения С.А.Есенина.

          Предмет исследования: изобразительно-выразительные средства в стихотворениях С.А.Есенина.

          Цель: изучить и проанализировать изобразительно-выразительные средства и особенности их использования  для раскрытия образа в стихотворениях С.А.Есенина.

         Гипотеза исследования: формирование понятий о изобразительно-выразительных средствах будет успешным, если научиться видеть и осознавать  взаимосвязи слов в прямом и переносном значении.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

- проанализировать произведения С.А.Есенина.


  1. Изобразительно-выразительные средства

           Природа в стихотворениях Есенина дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв.

           Изобразительно-выразительные средства делают поэтические произведения яркими, неповторимыми, образными. С.А. Есенин в своих произведениях использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Одним из важных изобразительно-выразительных средств языка является сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.  

                                              (С.Есенин)

Сравнение состоит из следующих частей: то, что сравнивается – субъект сравнения; то, с чем сравнивается – объект сравнения; признак, по которому сравнивается – основание сравнения. Например, воробышки – субъект сравнения, как детки – объект сравнения, сиротливые – основание сравнения.

В сравнении могут быть союзы, указательные слова. Также встречаются бессоюзные сравнения:

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

                                                   (С.А.Есенин)

Эпитет – образное определение, выделяющее, подчёркивающее один из признаков предмета или действия:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.              

                                                     (С.А.Есенин)

Создание образных эпитетов связано с употреблением слов в переносном значении.

Благодаря эпитетам писатель воссоздаёт те свойства и признаки рисуемого явления, на которые он хочет обратить внимание читателя, также эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте. Эпитет индивидуализирует, характеризует явление, выделяет в нём те признаки и свойства, которые кажутся писателю наиболее важными и значительными на основе его представления об этом явлении, понимания и знания его, отношения к нему.

 Олицетворением называется наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека:

Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.            

                                                        (С.Есенин)

Сущность олицетворения состоит в том, что признаки живого существа переносятся на нечто неживое и неживое действует как существо одушевлённое.

Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих людей вещей, которые наделяются способностью чувствовать, действовать:

Олицетворения помогают сделать описание более ярким и рельефным.

Поэт использует метафоры («запели тесаные дроги», «бегут равнины и кусты», «звенят родные степи молитвословным ковылем»), с помощью которых более ярко, точно и выразительно он описывает красоту бесконечно дорогой России.

  1. Изобразительно-выразительные средства в произведениях С.А.Есенина

В стихотворении «Поёт зима - аукает» встречаются эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «с рёвом бешеным», «пташки нежные», «вихри снежные».

Метафоры: «плывут облака», «метелица стелется», «в улыбках солнца»

Олицетворения: «поёт зима, аукает, лес баюкает», «вьюга стучит и вьётся»

В стихотворении «Задремали звёзды золотые» эпитеты: «звёзды золотые», «сонные берёзки», «серебряные росы», «шёлковые косы», «яркий перламутр».

Метафоры: «свет румянит сетку небосклона», «горят росы».

Олицетворения: «задремали звёзды», «зеркало затона задрожало», «берёзки улыбнулись», «растрепали косы», «крапива шепчет шаловливо».

           

            Стихотворение С.А .Есенина «Белая берёза» наполнено эпитетами и сравнениями: береза «белая», бахрома «белая», ветки «пушистые», кайма «снежная, тишина «сонная». Такой литературный прием позволяет читателю увидеть прекрасную картину белоснежной березы. Слова у Есенина «под моим окном» делают её роднее, ближе. Есенин обрисовывает ее внешний вид с помощью сравнения, выраженного в творительном падеже «На пушистых ветках снежною каймой», метафоры «распустились кисти» и эпитета «белой бахромой».

Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину.

            Олицетворения и сравнения, использованные в произведении Есенина, оживляют картину: «…принакрылась снегом, точно серебром», «…распустились кисти белой бахромой», «И стоит береза в сонной тишине…», «А заря, лениво обходя кругом…». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А «…в золотом огне» придает оттенок тихой торжественности и теплоты.

Заключение

           Итак, в результате проведённого анализа произведений С.А.Есенина можно сказать, что благодаря изобразительно-выразительным средствам автор выделяет те свойства и признаки рисуемого явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. При помощи изобразительных средств поэт получает возможность более чётко выделить в явлении его особенности, придать ему конкретность, оценить его.

           Наш язык необыкновенно богат и выразителен во многом благодаря изобразительно-выразительным средствам, ведь если бы не они, слово употреблялось бы только в одном своём значении – прямом.


Литература

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. — М., 1990.
  2. Введение в литературоведение: Литературное произведение. Основные понятия и термины / Под ред.А.В.Чернец. М.: 1999.
  3. Есенин С.А. Собрание сочинений в двух томах. Том первый / Сост. Ю.Л.Прокушева. М.: Советская Россия, 1990. – 480с.
  4. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. — М., 1989.
  5. Мещеряков В.П. Основы литературоведения. — М., 2003.
  6. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1986.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства лирических произведений Каримов Кирилл ученик 4б класса МБОУ « Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Объект исследования : стихотворения С.А.Есенина . Предмет исследования : изобразительно-выразительные средства в стихотворениях С.А.Есенина . Цель: изучить и проанализировать изобразительно-выразительные средства и особенности их использования для раскрытия образа в стихотворениях С.А.Есенина . Гипотеза исследования : формирование понятий о изобразительно-выразительных средствах будет успешным, если научиться видеть и осознавать взаимосвязи слов в прямом и переносном значении.

Слайд 4

Изобразительно-выразительные средства делают поэтические произведения яркими, неповторимыми, образными. Сергей Александрович Есенин в своих произведениях использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Слайд 5

СРАВНЕНИЕ сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого . Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. ( С.Есенин )

Слайд 6

Сравнение состоит из следующих частей: то, что сравнивается – субъект сравнения; то, с чем сравнивается – объект сравнения; признак, по которому сравнивается – основание сравнения. Например, воробышки – субъект сравнения, как детки – объект сравнения, сиротливые – основание сравнения. В сравнении могут быть союзы, указательные слова. Также встречаются бессоюзные сравнения: Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде… ( С.А.Есенин )

Слайд 7

ЭПИТЕТ образное определение, выделяющее, подчёркивающее один из признаков предмета или действия: Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. ( С.А.Есенин )

Слайд 8

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: Улыбнулись сонные берёзки Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы. ( С.Есенин )

Слайд 9

Сущность олицетворения состоит в том, что признаки живого существа переносятся на нечто неживое и неживое действует как существо одушевлённое . Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих людей вещей, которые наделяются способностью чувствовать, действовать: Олицетворения помогают сделать описание более ярким и рельефным.

Слайд 10

МЕТАФОРА Поэт использует метафоры («запели тесаные дроги», «бегут равнины и кусты», «звенят родные степи молитвословным ковылем»), с помощью которых более ярко, точно и выразительно он описывает красоту бесконечно дорогой России. скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой.

Слайд 11

«Поёт зима - аукает» Эпитеты : «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «с рёвом бешеным», «пташки нежные», «вихри снежные». Метафоры: «плывут облака», «метелица стелется», «в улыбках солнца» Олицетворения: «поёт зима, аукает, лес баюкает», «вьюга стучит и вьётся»

Слайд 12

«Задремали звёзды золотые» Эпитеты : «звёзды золотые», «сонные берёзки», «серебряные росы», «шёлковые косы», «яркий перламутр». Метафоры: «свет румянит сетку небосклона», «горят росы». Олицетворения: «задремали звёзды», «зеркало затона задрожало», «берёзки улыбнулись», «растрепали косы», «крапива шепчет шаловливо».

Слайд 14

Заключение Благодаря изобразительно-выразительным средствам автор выделяет те свойства и признаки рисуемого явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. При помощи изобразительных средств поэт получает возможность более чётко выделить в явлении его особенности, придать ему конкретность, оценить его. Наш язык необыкновенно богат и выразителен во многом благодаря изобразительно-выразительным средствам, ведь если бы не они, слово употреблялось бы только в одном своём значении – прямом.

Слайд 15

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Языковые средства в лирическом произведении. К. Д. Бальмонт "Золотая рыбка"

Данная презентация поможет учителю при анализе лирического произведения К. Д. Бальмонта "Золотая рыбка"....

Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений

Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям б...