Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)
учебно-методический материал

Курнявко Ирина Викторовна

Как работать над лирическим произведением в начальной школе?  Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир. Поэтому сегодня я представляю практическое занятие, где на примере отрывка из стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова, покажу, как можно провести анализ лирического произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер класс57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс. «Приёмы работы над лирическим произведением»

Меня зовут Курнявко Ирина Викторовна. В Евсинской школе я работаю 13 лет. Из них 10 лет преподавала русский язык и литературу, а три года назад взяла первый класс. Как- то, на одном из заседаний МО,  мои коллеги попросили меня показать, как работать над лирическим произведением в начальной школе. Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир. Поэтому сегодня я представляю практическое занятие, где на примере отрывка из стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова, покажу, как можно провести анализ лирического произведения.

Урок о поэтическом произведении включает в себя несколько этапов, каждый из которых важен в структуре урока.

1. Во- первых, всегда должен присутствовать подготовительный этап, который позволяет ввести ребёнка в тему урока и сразу задать определённый эмоциональный настрой . Здесь я его представила так:

 Сообщение темы и целей урока.

                                          тихая

                    золотая                                        дождливая

        

           застенчивая         хмурая

                                            славная

  • Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)
  • Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?
  • -Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени  известнейший поэт Алексей Николаевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

2. Этап речевой разминки так же важен. На этом этапе настраивается речевой аппарат ребёнка, а также позволяет восстановить в памяти какие-то литературоведческие понятия. Я предлагаю следующую  речевую разминку.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

                                       ( В. Голяховский)

  • Прочитайте стихотворение глазками.
  • О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)
  • В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?
  • Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)
  • А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)
  • Какой звук нужно для этого выделять? (ш)
  • Как называется такой приём в поэзии? (аллитерация)

           -   Что такое аллитерация? (АЛЛИТЕРАЦИЯ -  повторение   одинаковых  согласных, придающее  стиху, особую звуковую     выразительность.)

Далее учитель просит прочитать детей это стихотворение: хором медленно, быстрее, скороговоркой.

  • А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать?  (найти слова,  на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.)

- Далее переходим к работе над самим стихотворением.

- Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

3. Первичное восприятие текста. Текст читается учителем.

Лучше всего читать лирические произведения наизусть на фоне музыки, а детей попросить закрыть глаза и представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении. После опроса детей, какие картины природы они представили, обязательно нужно нарисовать свою картину, что будет являться примером, образцом художественной речи. (Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд.  Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.) Обязательно спросить о возникающих чувствах при чтении, спросить, почему именно такие чувства возникли.

-Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

4. Словарная работа.  Работа в парах.(Слова  и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.  А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. Обязательно далее следует проверка выполненной работы.

 СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

БОДРИТ – придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР – свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

Данный вид словарной  работы учит соотносить слова с их ЛЗ, обогащает словарный запас уч-ся, развивает речь,  учит детей работать в парах.,

5. Вторичное восприятие текста. Уч-ся читают самостоятельно

 После словарной работы текст прочитывается ещё раз самими учащимися, определяется тема и идея стихотворения. А затем я детям предлагаю заполнить таблицу. Таблица заполняется  на доске под руководством  учителя, а также можно предложить заполнить и детям в тетрадях.  Давайте попробуем это сделать. Данная таблица есть у каждого на столе.

Художественные средства выразительности к этому времени уже ребятам знакомы.

6. Анализ стихотворного текста.

- Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении. Отметьте их  карандашом.

 

- Какие образы автор рисует в своём стихотворении? Перечислите и запишите в первый столбик таблицы.  (заполнение 1 столбика таблицы)

(В ходе дальнейшей беседы заполняется второй и третий столбики)

- Давайте посмотрим, какие характеристики и с помощью, каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти  образы.

-  Какая осень? (славная) Почему он подбирает именно это слово? ( Хорошая, тихая, спокойная). Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.) Обратите внимание, какой знак стоит в конце этих предложений? (восклицательный) О чём он говорит? (Что читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.) Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст  раскрывает «чудесность» осенней природы.

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?( здоровый, ядрёный) Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Если воздух здоровый, ядрёный, бодрит, значит легко дышится, как мы должны прочитать эти строки о воздухе? (легко, бодро)

- Далее автор описывает лёд. Какую характеристику он подбирает? (неокрепший) Почему автор даёт ему такую характеристику? ( в это время года лёд ещё очень хрупкий). - С чем сравнивает автор неокрепший лёд? (с тающим сахаром) -Почему? (непрочный, рыхлый) -Как называется художественно – изобразительное средство, когда свойство одного предмета переносится на другой предмет? (сравнение) – С какой интонацией прочтём эту строку? ( интонация загадочности должна присутствовать в прочтении этой строки)

- А речку автор называет…..(студёной). - Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная.)

- Далее автор описывает лес. - С чем сравнивает поэт лес? (с мягкой постелью) - Почему выбирает такое сравнение? ( около леса – опавшая листва, как мягкая постель) Поэт не случайно выбирает такое сравнение,  дело в том, что природа у Некрасова воспринимается не сама по себе, а в единстве с человеком. Его картины всегда передают чувства и настроение простого народа. Дело в том, что это отрывок из стихотворения «Железная дорога, посвящённое  Некрасовым  народу труженику, который вынужден был отправляться на поиски работы. Они шли на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог, где терпели унижения, оскорбления, работали сутками, измождённые, уставшие, они всё же исполняли свой долг перед Родиной. Наверно, в этом сравнении скрывается мысль народа об отдыхе, после изнурительной работы, вот ещё и  поэтому Некрасов  выбирает такое сравнение.

- Таким образом  идёт работа над лирическим произведением.

- Вот ещё один образ, изображённый автором – это образ листвы.

- Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно -  изобразительное средство, как сравнение. Найдите его. ( Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр.) С чем автор сравнивает листья?  - Почему листья автор сравнивает с ковром?  (их много, они устилают всю землю).  - И каким кажется этот ковёр? (красивым, разноцветным). - И поэтому эти строки мы должны прочитать красиво, с чувством восхищения)

- И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях? -Какие они? -- - Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.)  Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Ведь недаром, в начале урока мы говорили с вами о том, что осень застенчивая, а начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения,  и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона. Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё  бесконечно говорить и восхищаться ей.

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

 образ

характеристика

Худ средства

Вывод

осень

славная

эпитет

 Восхищается

С восклицанием

воздух

Здоровый

Ядрёный

Бодрит

эпитет

легко дышится

бодро

Лёд

речка

Неокрепший

Тающий сахар

студёная

Сравнение

загадочно

лес

Мягкая постель

Простор

Сравнение

Автор рассказывает о тяжёлой доли народа – труженика. Мечта отдохнуть от тяжёлого физического труда.

листья

Желты свежи

Ковёр

Эпитет

Сравнение

Красиво

 восхищение

загадочно

дни

Ясные, тихие

эпитеты

Отдых, спокойствие

Ощущение незаконченности

- Таким образом, составляя таблицу,   мы учим детей вчитываться  в каждое слово,  понимать, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ,  пытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить  же, конечно,  картины осенней природы.. - Очень важно продумать вопросы, которые постепенно должны подводить ребёнка к определённому выводу о правильном  прочтении тех или иных строчек стихотворения. Ведь основная задача в начальной школе: научить выразительному чтению.

7. Работа над выразительным чтением и само чтение.

Работа над выразительным чтением продолжается. На этом этапе детям предлагается выделить слова, на которые падают логические ударения и в нужном мест. расставить паузы.  В этом нам оказывают помощь таблицы №1 и №2, где представлены графические обозначения для этого вида работы. На первых этапах обучения выразительному чтению данная таблица должна быть перед глазами учащихся.

На текст стихотворения накладывается калька, и проставляются условные обозначения. И после стихотворение прочитывается уч-ся в соответствии с расставленными знаками.

- Хотелось бы показать вам один приём, как знакомить детей  с  художественно-изобразительными средствами. Это работу я провожу и на уроках развития речи по русскому языку. Ребятам предлагается рассмотреть следующую зарисовку природы.

- Мне кажется, что она уж очень скучная, обыкновенная. Я предлагаю её сделать сказочной. А для этого попробуем её оживить. Вот как, например, это удалось сделать Сергею Есенину – великому русскому поэту. Но он изобразил зимнюю природу с помощью слов.

- Обратите внимание, как поэт оживил  природу.

«Заколдован неведимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка.

Оперлася на клюку,

А на самою макушкой

Долбит дятел на суку»

  • Что поэт говорит о лесе? (Дремлет)
  • А почему он выбрал именно это слово для описания зимнего леса? (Зимой в лесу тишина, деревья отдыхают под снежными шапками)
  • А что Сергей Есенин говорит о сосне? (Подвязалася косынкой)
  • А что это значит? (её укутал снежок)
  • Т.е., создавая картину природы, поэт говорит о неживых предметах, как о живых существах, для того чтобы читатель ярче мог себе представить картину зимней природы. Такой приём в литературе называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Слова «оживляющие» зимние явления природы обозначают действия этих предметов. Мы сейчас тоже попробуем оживить наш зимний пейзаж и сделать картину сказочной. А для этого в данном тексте мы заменим слова, которые обозначают действия, другими словами, используя приём олицетворения.

          - Прочитайте первое предложение.

          - Найдите действие, которое совершает предмет.

          - Попробуйте заменить это действие другим, используя приём олицетворения. (Танцуют пушистые снежинки) (предложения записываются детьми в тетрадь)

           - Во втором предложении не обозначено действие, давайте сами его придумаем. (Ударил сильный мороз)

           - Тоже сделаем с последним предложением. (И речка уснула под серебристым ледком.)

- В конце работы в тетрадях получается текст – художественная зарисовка.

  • Прочитайте получившийся текст.
  • У нас получилась «живая» сказочная картина. А какое художественно-изобразительное средство нам помогло? (олицетворение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над художественным произведением

Данный материал поможет учителю провести анализ художественного текста. Познакомит с видами работ на уроках чтения....

Методика работы над лирическим произведением о родине и природе

Методика работы над лирическим произведением о Родине...

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

Работа со слабоуспевающими детьми (обмен опытом).

Причины отставания обучающихся в учебе и пути их устранения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей....

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...

Мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности»

С 2020 года на базе нашей школы функционирует Муниципально-экспериментальная площадка по формированию читательской грамотности обучающихся. Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна...