Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
статья
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya._.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления. «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков».
(методический совет от 28.03.2019г.)
Подготовила и выступила
учитель начальных классов ВКК
МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»
Миронова Ольга Владимировна
Тема: Технология развития критического мышления. «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах урока в начальной школе.
Оборудование: компьютер, проектор.
I. Сообщение темы, введение в неё.
Жизнь стремительна и многообразна, и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и находить рациональный и неординарный вывод… И цель учителя состоит в том, чтобы научить маленького гражданина не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, и систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно…
(слайд №2)
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. И только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%. Вот и встают перед учителем вопросы:
Как донести учебный материал до ребенка?
Как вызвать активную познавательную деятельность?
Как прививать положительное отношение к учебе?
Появляется необходимость в педагогических технологиях, эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения.
(слайд №3)
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз: «Учить не для школы, а для жизни».
(слайд №4)
Активные методы обучения или технология развития критического мышления – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения
(слайд №5)
Активные методы обучения подразделяются на:
- методы выяснения целей, ожиданий, о пасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы;
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
II. Знакомство с основными видами АМО.
(слайд №6)
1. Метод начала урока.
Цель его - настроить детей на продуктивную работу. На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов»,
«Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
(слайд №7)
МЕТОД «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали — это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка - друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: "Один за всех и все за одного".
За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.
(слайд №8)
2. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Ковёр идей» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Предлагаем детям самим решить, чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам, вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.
(слайд №9)
МЕТОД «ПОЛЯНА СНЕЖИНОК»
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Этот метод побуждает учащихся к самооценке
- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки) Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(тучку).
(слайд №10)
3. АМ презентация учебного материала.
Вот здесь - то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
(слайд №11)
МЕТОД «СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРА»
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
(слайд №12)
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
(слайд №13)
4. АМ релаксации.
Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
(слайд №14)
5. АМО самостоятельной работы.
И, наконец, метод самостоятельной работы.
Цель его - закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок.
АМО «КАРТИНА»
На уроке русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова».
Я сделала для ребят самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной.
Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать картинку, которая напомнит вам друга-игрушку и правило о правописании парных согласных. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и правильно вставили пропущенную букву.
Ученик должен положить соответствующую букву на лист изображением кверху. Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.
(слайд №15)
6. АМ обобщения знаний.
Метод «НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА»
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?
(слайд №16)
Метод «синквейна» является одним из инновационных методов обучения, так как содержит в себе синтез интеллектуальной игры и творческого труда.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
(слайд №17)
Правила написания синквейна таковы:
а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
6) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г) На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д) На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
(слайд №18)
Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе
(слайд №19)
Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.
Илья Муромец
Могучий, храбрый
Ехал, сражался, победил
Всем людям радость дарил.
Герой
(слайд №20)
Предлагаю вам составить синквейн об активных методах работы.
Вариант:
АМО
Интересные, увлекательные
Изучать, привлекать, развивать
Учить не для школы, а для жизни.
ТРКМ
С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.
(слайд №21)
7. АМ подведения итогов
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
АМО «СНЕЖИНКИ -БАЛЕРИНКИ»
Побуждает учеников к оценке результатов своей работы:
Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как "Ромашка". Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
АМО «ВОПРОС-ОТВЕТ» можно обыграть:
- Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Эму», ответьте на мои вопросы.
- О какой орфограмме мы сегодня говорили?
- Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными.
- Под каким, девизом мы сегодня работали?
- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?
МЕТОД «МУДРЫЙ СОВЕТ»
Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
III. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебноорганизационных умений.
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.
(слайд №22)
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Фридрих Дестервег
(слайд №23)
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Источники и литература:
Образовательный портал «Мой университет»
http://www.moi-universitet.ru/
Факультет "Реформа образования"
Список использованной литературы:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. - М., 2001.
- Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.
- Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, №3.
- Григальчик Е. К., Губаревич Д. И., Губаревич И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. -М., "Восхождение", 1997.
- Жук А. И., Кашель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва, 2003.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Активные методы обучения на разных этапах урока
Мастер-класс по применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....
Применение активных методов обучения на разных этапах урока
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
Активные методы обучения на разных этапах урока
Мастер-класс"АМО на разных этапах урока в начальных классах"...
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...