Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
статья
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообразить формы, методы и приёмы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Берёзовский филиал МКОУ «Волчихинская СШ №2»
Волчихинского района Алтайского края
Учитель: Недоступ Любовь Ивановна учитель начальных классов
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
Семь лет я работаю по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность, научить его учиться.
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.
В ходе работы над этим методом обучения я познакомилась с АМО (активными методами обучения) и стала включать их в работу на разных этапах работы. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Покажу на примере урока введения новых знаний:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Используются АМО:
- «Дерево ожиданий»,
- «Поляна снежинок»,
- «Разноцветные листы»,
- «Фруктовый сад»;
- «Солнышко и туча»;
- «Поздороваемся ладошками»;
- «Обнимашки».
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
Используются АМО:
- «Кластер»;
- «Веришь – не веришь»;
- «Чёрное – белое»;
- «Знаю – не знаю».
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Используются АМО:
- «Мозговой штурм»;
- «Составление алгоритма»;
- «Инструкция»;
- «Сравнение – противопоставление»;
- «Я хочу научиться».
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Используются АМО:
- «Практический эксперимент»;
- «Проблемный диалог»;
- «Метод проектов»;
- «Инфо – угадайка»;
- «Ошибка!»
- «Установи соответствие».
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание новых знаний, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами.
Используются АМО:
- «Метод ключевых слов»;
- «Мини – исследование»;
- «Экспресс опрос».
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
Используются АМО:
- «Мудрый совет»,
- «Ошибка!»
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Используются АМО:
- «Мозговой штурм»;
- «Утверждение – аргумент»;
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Дача домашнего задания. – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать? и другие.
Используется АМО:
- «Тренинг»;
- «Кластер»;
- «Перепутанные логические цепочки»;
- «Плюс – минус»;
- «Ромашка»;
- «Солнышко и туча»;
- «Оживи деревце»;
- «Четыре Я».
Для проверки практической работы на уроках мои ученики используют различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе.
Использую АМО, формирующие умения взаимообучения:
- Подумай- найди пару- поделись идеями;
- Творческая мастерская;
- Ролевое обучение сообща;
- Совместный поиск.
АМО, формирующие читательскую компетентность:
- Ежедневник ученика;
- Ролевая игра в читателей;
- Имитационная игра;
- Игровое проектирование;
- Кейс-метод;
- «Дерево мудрости».
АМО, формирующие умения задавать вопросы:
- Интервью;
- Перекрестная дискуссия;
- Вопросы к рассказу учителя;
- Вопросы к тексту;
- Вопросы к сообщениям обучающихся;
- Вопросы к самостоятельно изучаемому материалу;
- Вопросы друг другу.
Эффективность АМО. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/412830-iz-opyta-raboty-sistemno--dejatelnostnyj-pod
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...
Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! - ты скажешь че...
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Мастер - класс Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальных классах
Цель - научить применять активные методы обучения на разных этапах урока....