Активные методы обучения на разных этапах урока
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Мастер-класс"АМО на разных этапах урока в начальных классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_amo.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Активные методы обучения на разных этапах урока»
(слайд 1)
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая в лицее, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?
(слайд №2).Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ» На слайде (слайд №3) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?(слайд № 4)
- не развиты представления о смысловой стороне слова;
- не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;
- не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
- не развита монологическая речь.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активныеметоды обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
- Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями и т.д.
- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»(слайд 5)
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Тебе (Указательный)
Большого (средний)
Успеха (безымянный)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)(слайд 6)
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать все нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).
Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
2. Следующий АМ «Фруктовый сад» используется для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. (Слайд 7)
Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах.Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).
А мы с вами запишем на «Ладошках»
Давайте определим, что вы ожидаете от нашего мастер-класса, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.
В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мастер-классе.
Постановка задач мастер-класса (слайд 8)
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое активные методы обучения;
- отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
- видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».
- Для этого применим метод«Инфо-угадай-ка».
3.АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.Он применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 –этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО?
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация
Сравните с моим определением(слайд9)
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.(Щелчок)
(«Игра «Поздороваемся ладошками», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка»)
Сектор -4. Цели применения АМО.
Запишите (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
(слайд8)
4. АМ РЕЛАКСАЦИИ (физкультминутка) «Четыре стихии»(слайд10)
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
5. АМ обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, а теперь от него ждут активных действий, мыслей и идей.
Один из таких методов, «Составление КЛАСТЕРА»,может быть использован на разных этапах урока.(слайд 11)
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках
продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд12)
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
6.АМ Следующий метод, используемый мной в работе «Пометки на полях» или «Инсерт».(слайд №13)
Этот метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:
+ | - | ? | ! |
Знаю | Не знаю или забыл | Хочу узнать подробнее | Узнал новое |
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
7. АМ презентации учебного материала
Метод «Написание синквейна»
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях подать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 14)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, который мы составили, используется при словарной работе (Слайд 15)
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления
характеристики герою. (Слайд 16)
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
8. АМ на этапе подведения итогов урока: «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг» (слайд17)
Используя Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем усвоили тему урока.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке..
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют: (слайд18)
а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
в) повышению активности и самостоятельности учащихся;
г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
д) осознанию учеником ценностей совместного труда;
е) повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Составьте и вы синквейн по теме нашего занятия.
- Вот какой синквейн составила я (Слайд 19)
9. АМ на этапе Рефлексии:
Метод « Светофорик» Дети с помощью сигнала дают знать усвоили ли они материал: красный – материал неусвоен, желтый – возникали трудности в ходе усвоения нового материала, зелёный – можно двигаться дальше, материал усвоен и понят.
Метод «Совушки»
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – угадай-ка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились (слайд 20)
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к ЛАДОШКАМ(«Фруктовому саду»). (Слайд 21).Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. Если ваши ожидания оправдались, загните пальчики.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. Не бойтесь применять инновационные методы.
Учить детей сегодня трудно.
И раньше было не легко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21-й – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит.
Какими дети быть должны:
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви.
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций. Новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Активные методы обучения на разных этапах урока
Мастер-класс по применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....
Применение активных методов обучения на разных этапах урока
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....