Активные методы обучения на разных этапах урока
методическая разработка (1 класс) на тему
Мастер-класс по применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Активные методы обучения на разных этапах урока»
Ягодина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 г. Надыма.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ» (слайд №2). На слайде (слайд №3) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности? (слайд № 4)
- не развиты представления о смысловой стороне слова;
- не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;
- не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
- не развита монологическая речь.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями и т.д.
- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью) (слайд 5)
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать все нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).
Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. (Слайд 6)
Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).
А мы с вами запишем на «Ладошках»
Давайте определим, что вы ожидаете от нашего мастер-класса, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.
В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мастер-классе.
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое активные методы обучения;
- отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
- видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». ( Слайд 7)
АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся .Он применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу (Ответы педагогов). Сравните с моим определением:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (щелчок)
-Запишите (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока (щелчок).
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. (Щелчок)
(«Игра «Поздороваемся ладошками», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка»)
Сектор -4. Цели применения АМО.
(щелчок) Запишите (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
АМ РЕЛАКСАЦИИ «Четыре стихии»
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, а теперь от него ждут активных действий, мыслей и идей.
Один из таких методов, «Составление КЛАСТЕРА», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
(слайд 8) Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, например ИМЯ Существительное, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках
продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 9)
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
АМ презентации учебного материала
Метод «Написание синквейна»
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях подать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога». (Слайд 10)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, который мы составили, используется при словарной работе (Слайд 11)
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления
характеристики герою. (Слайд 12)
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:
а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
в) повышению активности и самостоятельности учащихся;
г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
д) осознанию учеником ценностей совместного труда;
е) повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Составьте и вы синквейн по теме нашего занятия.
- Вот какой синквейн составила я (Слайд 14)
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – угадай-ка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились (слайд 15)(«Кластер», «Синквейн»).
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к ЛАДОШКАМ («Фруктовому саду»). (Слайд 16). Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. Если ваши ожидания оправдались, загните пальчики.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. Не бойтесь применять инновационные методы.
Учить детей сегодня трудно.
И раньше было не легко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21-й – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит.
Какими дети быть должны:
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви.
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций. Новизны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ». (китайская притча)
! Восприятие слов. Иллюстрация. Фильмы, выставки, экскурсии. Участие в дискуссиях . Имитация участия в реальном процессе . запоминание словесная расшифровка 20% то, что слышим 10% то, что читаем 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим и делаем визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность вовлечённость учащихся в процесс познания
не развиты представления о смысловой стороне слова; не сформированы умения отбора слов и точность их употребления; не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ; не развита монологическая речь Трудности учащихся
«Поздороваемся ладошками» - ЖЕЛАЮ (большими пальцами) - УСПЕХА ( указательными пальцами) - БОЛЬШОГО (средними пальцами) - ВО ВСЁМ (мизинцами) - ЗДРАВСТВУЙ ( всей ладонью)
МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ
объяснить, что такое активные методы обучения; отличать виды активных методов обучения от других методов обучения; видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков ЗАДАЧИ
метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА» понятие . этапы урока виды цели применения Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. «Поздоровайся ладошками», «Фруктовый сад», «Инфо – угадай-ка» Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Тема: Активные методы обучения
метод«КЛАСТЕР» ЧТО? ПРЕДМЕТ ЛЮДИ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ КТО? ЖИВОТНЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЕД.Ч МН.Ч РОД Ж.Р. С. Р. М. Р. ОНА МОЯ ОНО МОЁ ОН МОЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ СОБСТВЕННОЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ В.п. Т.п. П.п. Д.п. Р.п. И.п. КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧУВСТВА
метод «КЛАСТЕР» АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЫ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ИНФО- УГАДАЙ-КА» «КЛАСТЕР» « ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ » «ФРУКТОВЫЙ САД» НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯ МОТИВАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
и мя существительное ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА и мя прилагательное и мя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
и мя существительное ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА и мя прилагательное и мя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы ДОРОГА ШИРОКАЯ ИЗВИЛИСТАЯ ведёт бежит поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. ШОССЕ
МОГУЧИЙ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Всем людям радость дарил. ГЕРОЙ ЕХАЛ СРАЖАЛСЯ ПОБЕДИЛ ХРАБРЫЙ метод «СИНКВЕЙН»
формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности; получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции; повышению активности и самостоятельности учащихся; овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач; осознанию учеником ценностей совместного труда; повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы
метод «СИНКВЕЙН» АКТИВНЫЙ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Применяют на различных этапах урока. УСПЕХ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ
метод «ИНФО- УГАДАЙ-КА» понятие . этапы урока виды цели применения Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. «Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», « Инфо – угадай-ка», Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив - ных , учебно-информационных и учебно-организационных умений. « Кластер», « Синквейн », Тема: Активные методы обучения
МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Применение активных методов обучения на разных этапах урока
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
Активные методы обучения на разных этапах урока
Мастер-класс"АМО на разных этапах урока в начальных классах"...
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....