Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"
статья по чтению (1, 2 класс) на тему

 В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Берёза.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.

Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо – сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.

Берёза – растение – пионер, потому что оно активно обживает новые места.

Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

А что можно сказать о пользе берёзы?

Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

_____________________________________________________________________

Берёза.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.

Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо – сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.

Берёза – растение – пионер, потому что оно активно обживает новые места.

Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

А что можно сказать о пользе берёзы?

Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

Ф.И. ______________________             Основная часть.

Задание 1.

Допиши предложения, опираясь на содержание текста.

Берёза – это растение – пионер, потому что_____________________________

__________________________________________________________________

Берёза – это чудо – сеялка, потому что_________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.

Выпиши из текста вопросительное предложение. В словах поставь ударение.

____________________________________________________________________________

Задание 3.

1) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие действие. Надпиши над ними: гл.

2) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие предметы Надпиши над ними: сущ.

Задание 4.

Укажи количество букв и звуков в словах.

Радость - _______букв__________звуков

Листья - ________букв__________звуков

Задание 5.

Высота берёзы 7 м.

1)Запиши вопрос задачи, если она решается так: 7Х4

__________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________

Задание 6.

Подчеркни , у какого дерева высота больше, чем у берёзы, но меньше, чем у дуба:

рябина - 6 м             сосна - 15 м             ель -10 м

Задание 7.

Что бы ты посоветовал сделать человеку, который не может объяснить значение слова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                  Дополнительная часть

Задание 8.

Как используют берёзу. Заполни таблицу.

Берёза-растение

Древесина берёзы

Берёзовый сок

Листья и кора берёзы

______________________

_______________________

______________________

______________________

_______________________

______________________

______________________

_______________________

______________________

______________________

_______________________

______________________

Задание 13.

Верно ли утверждение, что даже в самую жару ствол берёзы всегда остаётся холодным? Объясни свой ответ словами из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.

Подбери и запиши к словам антоним и синоним.

Тонкий____________________________________________________________

Радость____________________________________________________________

Холодная__________________________________________________________

«Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной». Настоящие крылышки у божьей коровки –мягкие и прозрачные, как стекло. А над ними видны очень яркие с черными точками надкрылья. Когда божья коровка готовиться взлететь, она их слегка приподнимает.
                     Почему же его называют коровкой? А потому, что, защищаясь от врагов, она выделяет оранжевое «молочко». Это вещество едкое и имеет очень неприятный запах. Один раз отведав его, птицы облетают стороной этого яркого симпатичного на вид жучка.
                     А почему она «божья»? В давние времена «божьими» называли людей беззащитных, доверчивых, не умеющих постоять за себя. На первый взгляд божья коровка действительно кажется такой. Однако это хищница в мире насекомых. Основной пищей божьей коровки является тля, которая высасывает сок из растений, истощая его этим. Так это насекомое помогает человеку в борьбе с тлей и другими вредителями сада и огорода.

__________________________________________________________

«Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной». Настоящие крылышки у божьей коровки –мягкие и прозрачные, как стекло. А над ними видны очень яркие с черными точками надкрылья. Когда божья коровка готовиться взлететь, она их слегка приподнимает.
                     Почему же его называют коровкой? А потому, что, защищаясь от врагов, она выделяет оранжевое «молочко». Это вещество едкое и имеет очень неприятный запах. Один раз отведав его, птицы облетают стороной этого яркого симпатичного на вид жучка.
                     А почему она «божья»? В давние времена «божьими» называли людей беззащитных, доверчивых, не умеющих постоять за себя. На первый взгляд божья коровка действительно кажется такой. Однако это хищница в мире насекомых. Основной пищей божьей коровки является тля, которая высасывает сок из растений, истощая его этим. Так это насекомое помогает человеку в борьбе с тлей и другими вредителями сада и огорода.

Ф.И. __________________                        Основная часть

Задание 1.
Прочитай текст, придумай и напиши название

____________________________________________________________________
Задание 2.
Какие настоящие крылышки у божьей коровки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему насекомое называют коровкой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему птицы облетают его стороной?
________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем питается божья коровка?
____________________________________________________________________

Задание 3.

Спиши первое предложение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Найди в этом предложении слова с орфограммой «правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных». Выпиши слова, поставь ударение, подбери проверочное слово (для проверяемой б/гласной), обозначь орфограммы.
_________________________________________________________

_________________________________________________________
Задание 4.
Божья коровка занесена в красную книгу. Что бы ты сделал для сохранения численности этого насекомого? Напиши.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.
Божья коровка съедает за час 15 тлей. Поставь вопрос к задаче про божью коровку, если она решается так: 15+15
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные здания


Задание 6.
Сколько абзацев в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ: ________________________

Задание 7.
Найди в тексте слово, в котором все согласные мягкие.  Запиши.
Ответ: ____________________________________________________

Задание 8.
Составь цепь питания, который можно проследить в тексте.
Ответ: _____________ → ______________ → ________________

Задание 9.
Напиши к словам
Синонимы: 

Бесцветные - _________________________
Противный - _________________________


Антонимы: 
Твердые - _____________________
Тусклые - ______________________

Хитрая помощница

       Хитрые лисички часто зимуют вблизи от человека. Здесь всегда есть чем поживиться! Можно залезть в курятник или в хлев к крупным домашним животным. Но даже на пасеке есть добыча для осторожного зверя. Здесь охотится кумушка лиса на мышей, которые норовят залезть в пчелиные домики. Пчеловоды довольны, не трогают лису- пусть ловит мышей, чтобы они пчел на зимовье не донимали!

       Но однажды у лисы завелась соперница. Кошка тоже стала охотиться на пасеке за мышами. Встретились они как-то на охоте и чуть не подрались. Успела кошка увернуться от лисы. Тут пчеловод подоспел. Узнал он свою рыжую помощницу и отпустил ее в лес. А назавтра лиса снова придет на пасеку охотиться за мышами.

____________________________________________________

Хитрая помощница

       Хитрые лисички часто зимуют вблизи от человека. Здесь всегда есть чем поживиться! Можно залезть в курятник или в хлев к крупным домашним животным. Но даже на пасеке есть добыча для осторожного зверя. Здесь охотится кумушка лиса на мышей, которые норовят залезть в пчелиные домики. Пчеловоды довольны, не трогают лису- пусть ловит мышей, чтобы они пчел на зимовье не донимали!

       Но однажды у лисы завелась соперница. Кошка тоже стала охотиться на пасеке за мышами. Встретились они как-то на охоте и чуть не подрались. Успела кошка увернуться от лисы. Тут пчеловод подоспел. Узнал он свою рыжую помощницу и отпустил ее в лес. А назавтра лиса снова придет на пасеку охотиться за мышами.

____________________________________________________

Выполни задания:

1. В какое время года проходили события?

а) зима           б) лето           в) осень           г) весна

2. Почему лисички часто зимуют вблизи человека?

___________________________________________________________________________________

3. Соперница лисы:

а) заяц            б)кошка            в) медведь               г) барсук

4. За кем лиса охотилась на пасеке?

а) за пчелами            б) за кошкой              в) за мышами                г) за зайцами

5. Кто мешал лисе охотиться?

_______________________________________________________________________

6. Как автор называет лису?

_______________________________________________________________________

7. Почему пчеловод отпустил лису?

_______________________________________________________________________

8. Подбери синонимы к слову

 Завелась- ____________________________________________

9. Антоним к слову

Соперница - __________________________________________

10. В первом предложении найти главные члены:

а) хитрые лисички      б) часто зимуют      в) лисички зимуют     г) вблизи от человека

11. В каком слове звуков больше, чем букв

а) лиса           б) зимуют           в) есть            

12. В каком слове букв больше чем звуков

а) кумушка          б) кошка         в) завелась        

13. Лиса ловит в день 10 мышей, а кошка в 5 раз меньше. Сколько мышей ловит кошка?

а) 6                б) 2              в) 4               г) 7

14.Где водятся лисы?

а) в поле            б) в саду             в) в курятнике                г) в лесу

15. Лисы - это

а) птицы               б) насекомые              в) звери                 г) домашние животные

16. Составьте цепь питания

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения"

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения" помогут учителям начальных классов разнообразить приёмы работы на уроках русского языка и литературного ...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения...

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...