Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"
статья по чтению (1, 2 класс) на тему
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тексты для работы на уроках литературного чтения | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Берёза.
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо – сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – растение – пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы?
Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.
_____________________________________________________________________
Берёза.
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо – сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – растение – пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы?
Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.
Ф.И. ______________________ Основная часть.
Задание 1.
Допиши предложения, опираясь на содержание текста.
Берёза – это растение – пионер, потому что_____________________________
__________________________________________________________________
Берёза – это чудо – сеялка, потому что_________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.
Выпиши из текста вопросительное предложение. В словах поставь ударение.
____________________________________________________________________________
Задание 3.
1) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие действие. Надпиши над ними: гл.
2) Найди в выписанных предложениях слова, обозначающие предметы Надпиши над ними: сущ.
Задание 4.
Укажи количество букв и звуков в словах.
Радость - _______букв__________звуков
Листья - ________букв__________звуков
Задание 5.
Высота берёзы 7 м.
1)Запиши вопрос задачи, если она решается так: 7Х4
__________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________
Задание 6.
Подчеркни , у какого дерева высота больше, чем у берёзы, но меньше, чем у дуба:
рябина - 6 м сосна - 15 м ель -10 м
Задание 7.
Что бы ты посоветовал сделать человеку, который не может объяснить значение слова?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная часть
Задание 8.
Как используют берёзу. Заполни таблицу.
Берёза-растение | Древесина берёзы | Берёзовый сок | Листья и кора берёзы |
______________________ _______________________ ______________________ | ______________________ _______________________ ______________________ | ______________________ _______________________ ______________________ | ______________________ _______________________ ______________________ |
Задание 13.
Верно ли утверждение, что даже в самую жару ствол берёзы всегда остаётся холодным? Объясни свой ответ словами из текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
Подбери и запиши к словам антоним и синоним.
Тонкий____________________________________________________________
Радость____________________________________________________________
Холодная__________________________________________________________
«Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной». Настоящие крылышки у божьей коровки –мягкие и прозрачные, как стекло. А над ними видны очень яркие с черными точками надкрылья. Когда божья коровка готовиться взлететь, она их слегка приподнимает.
Почему же его называют коровкой? А потому, что, защищаясь от врагов, она выделяет оранжевое «молочко». Это вещество едкое и имеет очень неприятный запах. Один раз отведав его, птицы облетают стороной этого яркого симпатичного на вид жучка.
А почему она «божья»? В давние времена «божьими» называли людей беззащитных, доверчивых, не умеющих постоять за себя. На первый взгляд божья коровка действительно кажется такой. Однако это хищница в мире насекомых. Основной пищей божьей коровки является тля, которая высасывает сок из растений, истощая его этим. Так это насекомое помогает человеку в борьбе с тлей и другими вредителями сада и огорода.
__________________________________________________________
«Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки. Всем по одной, а тебе ни одной». Настоящие крылышки у божьей коровки –мягкие и прозрачные, как стекло. А над ними видны очень яркие с черными точками надкрылья. Когда божья коровка готовиться взлететь, она их слегка приподнимает.
Почему же его называют коровкой? А потому, что, защищаясь от врагов, она выделяет оранжевое «молочко». Это вещество едкое и имеет очень неприятный запах. Один раз отведав его, птицы облетают стороной этого яркого симпатичного на вид жучка.
А почему она «божья»? В давние времена «божьими» называли людей беззащитных, доверчивых, не умеющих постоять за себя. На первый взгляд божья коровка действительно кажется такой. Однако это хищница в мире насекомых. Основной пищей божьей коровки является тля, которая высасывает сок из растений, истощая его этим. Так это насекомое помогает человеку в борьбе с тлей и другими вредителями сада и огорода.
Ф.И. __________________ Основная часть
Задание 1.
Прочитай текст, придумай и напиши название
____________________________________________________________________
Задание 2.
Какие настоящие крылышки у божьей коровки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему насекомое называют коровкой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему птицы облетают его стороной?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем питается божья коровка?
____________________________________________________________________
Задание 3.
Спиши первое предложение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в этом предложении слова с орфограммой «правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных». Выпиши слова, поставь ударение, подбери проверочное слово (для проверяемой б/гласной), обозначь орфограммы.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 4.
Божья коровка занесена в красную книгу. Что бы ты сделал для сохранения численности этого насекомого? Напиши.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Божья коровка съедает за час 15 тлей. Поставь вопрос к задаче про божью коровку, если она решается так: 15+15
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные здания
Задание 6.
Сколько абзацев в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ: ________________________
Задание 7.
Найди в тексте слово, в котором все согласные мягкие. Запиши.
Ответ: ____________________________________________________
Задание 8.
Составь цепь питания, который можно проследить в тексте.
Ответ: _____________ → ______________ → ________________
Задание 9.
Напиши к словам
Синонимы:
Бесцветные - _________________________
Противный - _________________________
Антонимы:
Твердые - _____________________
Тусклые - ______________________
Хитрая помощница
Хитрые лисички часто зимуют вблизи от человека. Здесь всегда есть чем поживиться! Можно залезть в курятник или в хлев к крупным домашним животным. Но даже на пасеке есть добыча для осторожного зверя. Здесь охотится кумушка лиса на мышей, которые норовят залезть в пчелиные домики. Пчеловоды довольны, не трогают лису- пусть ловит мышей, чтобы они пчел на зимовье не донимали!
Но однажды у лисы завелась соперница. Кошка тоже стала охотиться на пасеке за мышами. Встретились они как-то на охоте и чуть не подрались. Успела кошка увернуться от лисы. Тут пчеловод подоспел. Узнал он свою рыжую помощницу и отпустил ее в лес. А назавтра лиса снова придет на пасеку охотиться за мышами.
____________________________________________________
Хитрая помощница
Хитрые лисички часто зимуют вблизи от человека. Здесь всегда есть чем поживиться! Можно залезть в курятник или в хлев к крупным домашним животным. Но даже на пасеке есть добыча для осторожного зверя. Здесь охотится кумушка лиса на мышей, которые норовят залезть в пчелиные домики. Пчеловоды довольны, не трогают лису- пусть ловит мышей, чтобы они пчел на зимовье не донимали!
Но однажды у лисы завелась соперница. Кошка тоже стала охотиться на пасеке за мышами. Встретились они как-то на охоте и чуть не подрались. Успела кошка увернуться от лисы. Тут пчеловод подоспел. Узнал он свою рыжую помощницу и отпустил ее в лес. А назавтра лиса снова придет на пасеку охотиться за мышами.
____________________________________________________
Выполни задания:
1. В какое время года проходили события?
а) зима б) лето в) осень г) весна
2. Почему лисички часто зимуют вблизи человека?
___________________________________________________________________________________
3. Соперница лисы:
а) заяц б)кошка в) медведь г) барсук
4. За кем лиса охотилась на пасеке?
а) за пчелами б) за кошкой в) за мышами г) за зайцами
5. Кто мешал лисе охотиться?
_______________________________________________________________________
6. Как автор называет лису?
_______________________________________________________________________
7. Почему пчеловод отпустил лису?
_______________________________________________________________________
8. Подбери синонимы к слову
Завелась- ____________________________________________
9. Антоним к слову
Соперница - __________________________________________
10. В первом предложении найти главные члены:
а) хитрые лисички б) часто зимуют в) лисички зимуют г) вблизи от человека
11. В каком слове звуков больше, чем букв
а) лиса б) зимуют в) есть
12. В каком слове букв больше чем звуков
а) кумушка б) кошка в) завелась
13. Лиса ловит в день 10 мышей, а кошка в 5 раз меньше. Сколько мышей ловит кошка?
а) 6 б) 2 в) 4 г) 7
14.Где водятся лисы?
а) в поле б) в саду в) в курятнике г) в лесу
15. Лисы - это
а) птицы б) насекомые в) звери г) домашние животные
16. Составьте цепь питания
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения"
Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения" помогут учителям начальных классов разнообразить приёмы работы на уроках русского языка и литературного ...
Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".
Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения...
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...