«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»
методическая разработка

Константинова  Надежда  Владимировна

Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации  о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомндации на тему:

«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»

                                                             Константиновой Надежды Владимировны

                                                                                          учитель

                                                                 ГОКУ «Специальная (коррекционная)  

                                                                                 школа п. Усть – Уда»

Обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Целью образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.       Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития обучающихся данной категории. У обучающихся затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия обучающихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения.  Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение обучающимися с умственной отсталостью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма.  Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук, движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий. Известно, что мускульная работа в процессе целенаправленной деятельности влечет за собой функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность клеток приводит к их делению. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с умственной отсталостью уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения. Актуальность проблемы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

Качественные различия моторики у обучающихся с умственной отсталостью определяют необходимость иного применения средств для формирования грубой и общей моторики в процессе коррекционноразвивающей работы. Поэтому сначала нужно изучить ребенка, а после заниматься формированием двигательной сферы. Общая и мелкая моторика отражает особенности состояния коркового уровня организации движений, затормаживает проявление подкорковоспинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, а также в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве .

Рассмотрим вопросы о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью. Значимое место в коррекции недостатков моторного, психомоторного и физического развития обучающихся с умственной отсталостью имеют такие предметы, как: изобразительная деятельность, ручной труд, предметнопрактические действия, адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура (ЛФК). В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, этим дисциплинам уделяют большое внимание, так как моторное развитие обучающих с умственной отсталостью стоит на первом месте. Занятия всеми видами физической активности способствуют улучшению общего состояния, повышают функциональные возможности при  восстановлении после травм, снимают раздражение и повышают сопротивляемость организма к болезням. Для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья, возможно проводить занятия на основе учебно-методического пособия под редакцией Е. Е. Аюповой «Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду»

Для коррекции мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью я использую коррекционно-  развивающую программу «Вот помощники мои»

Содержание программы

Модуль 1. «Такие разные предметы»

Направления работы: 1. Формирование у обучающихся навыка зрительно-тактильного и тактильно-двигательного обследования предметов.

2. Формирование у обучающихся навыка захвата, удержания предметов разной величины и формы.

3. Формирование у обучающихся навыка манипулирования предметами разной величины и формы.

Модуль 2. «Вот помощники мои»

Направления работы: 1. Развитие у обучающихся содружественных и ритмичных движений двумя руками и пальцами рук по образцу и самостоятельно.

2. Развитие у обучающихся умения бросать, подбрасывать и ловить, прокатывать предметы разной величины и формы, попадать ими в цель.

3. Развитие у обучающихся быстроты, силы, пластичности и ловкости движений рук и пальцев.

Модуль 3. «Умелые ручки»

Направления работы: 1. Формирование у обучающихся навыков застегивания и расстегивания.

2. Формирование у обучающихся умения использовать приемы раскатывания, вдавливания сплющивания, защипывания, оттягивания, соединения частей в целое на основе материалов различной структуры в разных видах деятельности.

3. Формирование у обучающихся умения складывать, вырезать, наклеивать, шить и пришивать материалы различной структуры.

Модуль 4. «Я могу, я рисую»

Направления работы: 1. Закреплять умение обучающихся пользоваться фломастерами, мелками, кистью и рисовать различными техниками.

 2. Учить обучающихся ориентироваться на листе бумаги.

3. Учить обучающихся пользоваться карандашом, ручкой и выполнять различные графические задания.

Основная задача по реализации данной программы состоит во включении в коррекционно-развивающую и образовательную деятельность занятий из четырёх модулей программы.

В ходе работы, основанной на коррекционно-развивающей программе по развитию мелкой моторики для обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Вот помощники мои», у обучающихся  меняются характеристики выполнения некоторых заданий, что  указывает на эффективность проведенной работы.

Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на всех учебных предметах, а также в режимных моментах: в рамках группы продленного дня, свободной деятельности детей, на прогулке и в домашних условиях. Для того, чтобы педагоги и родители могли целенаправленно организовывать деятельность детей, включающую элементы упражнений по развитию мелкой моторики, были подобраны эффективные методы развития мелкой моторики для обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: 1) самомассаж; 2) упражнения с массажными мячиками; 3) игровые упражнения .

В процессе механического воздействия на тело ребенка осуществляется непосредственное воздействие и на нервные окончания, в процессе чего происходит снижение или повышение нервной возбудимости ребенка. Кровь активнее совершает процессы обмена, в результате чего насыщается кислородом и обогащает им весь организм, выводя при этом из него переработанные продукты. При массаже кожные покровы становятся эластичнее, суставы подвижными, увеличивается работоспособность мышечной системы, улучшаются дыхательные процессы, что проявляется в нормализации процессов мышечного тонуса, умственной деятельности и психоэмоционального состояния ребенка

Благодаря самомассажу мы можем помочь ребенку снять мышечное напряжение в области рук, что создаст благоприятные условия для выполнения упражнений и проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики с обучающимися младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. После самомассажа у ребенка будут «разогреты» руки и готовы к выполнению упражнений с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами. Такие шипы безопасно воздействуют на кожные покровы, в том числе на нервные окончания, способствует активизации кровообращения, расслаблению мышц, снятию стресса, развитию общей и мелкой моторики . Размеры таких мячей могут варьироваться от 1 см и более. Для одного упражнения задействуется как один, так и несколько мячей одновременно. Разнообразный выбор размера и цвета мячей повышает интерес у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к упражнениям и повышает их настроение.

Для закрепления результата, полученного в ходе самомассажа и упражнений с массажными мячами, можно предложить ребенку игровые упражнения. Предлагаемая система игровых упражнений способствует развитию точности, согласованности и силы пальчиковых движений, и предназначена для домашних или групповых занятий. В игровых упражнениях можно использовать разные предметы, например, прищепки, счётные палочки, пуговки, пробки, скрепки и другие.

https://i.mycdn.me/image?id=916654383202&t=3&plc=API&viewToken=i6_98ymB4EFap0vBV9jLSw&tkn=*S17iA52MG3JCpWANcDuuZwhKq10

https://i.mycdn.me/image?id=916654398562&t=3&plc=API&viewToken=zW0zoiY3hxG9qvh4Va98CA&tkn=*KEBuBM5uxlKvj3GQsmEXeYOgkCI

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова-Фомина // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. – М., 1974. – 238 с.

2. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. – М. : АГРАФ, 1997. – 128 с.

3. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии 87 [Текст] / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Академия, 2002. – 480 с.

4. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду [Текст] : уч.- метод. пос. в 2-х ч. : ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. – Пермь : ПКИПКРО, 2010. – 96 с.

5. Мастюкова, Е. М. Дети с нарушением умственного развития [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. – Иркутск : ИГПИ, 1992. – 95 с.

6. Осипова, Л. Б. Организация и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. Б. Осипова // Современность и пути развития специального образования – ч. 4 : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 34-42.

7. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики [Текст] : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. – СПб. : КАРО, 2014. – 160 c.

 8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. – URL : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

9. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10707/2/ganjinasv.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".

Логопедические занятия для детей с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...