Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
статья (2 класс) по теме

Рысбаева Ирина Сергеевна

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требующие ручной умелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_art-terapii_razvitie_melkoy_motoriki.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у  детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Рысбаева Ирина Сергеевна

учитель-олигофренопедагог

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия

isrysbaeva@mail.ru

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требующие ручной умелости. Как правило, у обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями в развитии наблюдаются следующие отклонения в развитии моторной сферы:

  • нарушение произвольной регуляции движений;
  • недостаточная координация непроизвольных движений;
  • трудности переключения с одного движения на другое;
  • сложный и длительный процесс автоматизации;
  • ярко выражены нарушения моторики кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии двигательной сферы создают ряд трудностей при выполнении учебной деятельности и особенно усложняют процессы овладения навыками ручного труда, рисования, письма.

Двигательные нарушения возрастают при осуществлении сложных движений, когда требуется точное выполнение, координация и словесная регуляция действий.

Все эти проявления отрицательно сказываются на усвоении учащимися с интеллектуальными нарушениями учебной программы и вызывают необходимость организации специальных занятий и форм работы на уроках и во внеурочное время для подготовки рук обучающегося к работе.

Особенности развития учащихся с интеллектуальными нарушениями:

Приступая к заданиям, учащиеся с интеллектуальными нарушениями долго не могут сосредоточиться на их выполнении. Движения становятся неловкими, суетливыми, хаотичными, пальцы рук  - непослушными. Часто отмечается большая разница между скоростью рабочих движений у разных учеников: одни начинают работу в быстром темпе, что приводит к ухудшению её качества, к закреплению неправильных движений, другие работают медленно даже после длительной тренировки.

Таким образом, в начале обучения, из-за неточных движений рук обучающиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук, с большим трудом, нередко повреждая изделие или заготовку. Но при этом в результате регулярной работы рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и ловкими.

С другой стороны, при работе на уроке ученику сложно обращать внимание и на выполнение задания, и на способ работы одновременно, при этом контролируя качество результата, поэтому у него очень скоро возникает  переутомление. После нескольких уроков такие учащиеся часто теряют интерес к дальнейшей работе.

Для решения этого противоречия – необходимости развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, с одной стороны, и поддержания интереса, с другой, - часто применяют элементы арт-терапии.

Изучение уровня развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у школьников с интеллектуальными нарушениями.

Диагностические задания должны быть просты и понятны для ученика. Если обучающийся не выполняет  предлагаемые задания, надо использовать другие варианты, ориентированные на более низкий уровень или изменить формат обследования. В большинстве случаев задания предлагаются в игровой форме. Они не должны провоцировать у ребенка негативных реакций, напротив, необходимо, чтобы они способствовали установлению контакта с ним, иначе результаты исследований будут недостоверны.

Метод диагностического наблюдения позволяет выявить как нарушения развития, так и потенциал развития, способность ребенка к обучению. При отсутствии  возможности самостоятельного выполнения заданий учеником педагог оказывает ему  дополнительную помощь на разных этапах обследования.

Результаты диагностики и анализ оказываемой помощи (виды помощи, особенности её принятия или непринятия учащимся) позволяют судить не только об уровне развития мелкой моторики, но и о возможности их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания. Необходимо учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – начало работы, вовлеченность, способы действий, последовательность, отношение к выполнению задания и результату, завершение работы.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

•        исследование начинается с наиболее простых для выполнения заданий;

•        время выполнения - не более 2-3 минут;

•        благоприятная психологическая атмосфера;

•        участие и ободряющее поведение взрослого – для ребёнка это является одной из важнейших составляющих занятий;

•        перед выполнением работы ученикам всегда предлагается инструкция (инструкция должна быть простой, короткой и точной);

Выполнения заданий оцениваются по особенностям осуществления деятельности обучающимися и степени участия педагога.

По результатам диагностики заполняются таблицы по каждому ученику и сводная таблица по классу, проводится корректировка методов, способов и приемов работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Эффективным арт-терапевтическим направлением для коррекции мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является изотерапия. Изобразительное творчество способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в действиях, развивает навык соотношения силы нажима с качеством бумаги и картона. Кроме того, уроки  и занятия с использованием элементов изотерапии помогают становлению и развитию межличностных отношений, что особенно важно для учеников с  расстройством аутистического спектра.

С целью повышения уровня развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, с учетом данных диагностики экспериментального класса, был разработан проект «Планеты солнечной системы». Данный проект – это комплекс коррекционно-развивающей деятельности с элементами изотерапии, которая проводилась в групповой форме на уроках и во внеурочное время.

Для реализации проекта были разработаны 11 конспектов занятий.

Результаты коррекционно-педагогической работы с использованием элементов арт-терапии (изотерапии).

Систематические, разнообразные, интересные упражнения и задания проекта «Планеты солнечной системы» способствовали повышению уровня развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, движения стали более точными и дифференцированными, приобрели силу.  Стали реже проявляться стереотипные движения (кружение, хождение по классу «туда-обратно»). Ученики адаптировались к урочной системе обучения: начали проявлять  активность на уроках, стали выполнять более сложные задания. Появилась усидчивость, увеличилась концентрация внимания. Произошел переход от индивидуальной и подгрупповой работы к коллективной. Произошли изменения и во внеурочной деятельности: дети чаще стали использовать художественные материалы самостоятельно. Улучшилось «качество» речи – звукопроизношение и активная речь, понимание речи, значительно увеличился пассивный и активный словарный запас, уменьшились проявления эхолалии. Началось формирование взаимодействия между учениками в классе, улучшился контакт с педагогами и родителями (взаимопомощь, общение, игры). Активнее стали участвовать в общешкольных мероприятиях и праздниках.

Проект «Планеты солнечной системы» - стал «стартовым» (базовым). Его результаты позволили перейти к более сложным видам работы с учащимися:

•        использовать мнемотехнику – способ развития речи с помощью графических изображений, рисунков;

•        элементы музыкальной терапии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Интегрированный урок «Путешествие по страничкам знаний» для детей 1 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития

Конспект интегрированного урока для детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе. В уроке использованы предметы: математические представления, речь и альтернативная коммуникация, сенсорное разв...

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".

Логопедические занятия для детей с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии

     Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...