"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
статья (4 класс) по теме
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различным мероприятиям, в которых принимают участие их подопечные. Для учащихся с нарушением интеллекта усвоение новой информации, запоминание стихов, песен, ролей и участие в совместных мероприятиях является сложной задачей. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у них остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний. Однако для родителей учащихся школьные мероприятия часто являются единственной возможностью увидеть способности своего ребенка, поэтому работа педагога в этом направлении выступает не только инструментом развития ребёнка, но и способствует улучшению психологического климата в отношениях между ним и родителями. При этом очень важной стороной при выборе педагогических технологий является форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: «Не рядом, а вместе!».
Наша деятельность в ГБОУ школе №7 Красносельского района Санкт-Петербурга с применением арт-технологий (музыкальной терапии) – это реализация указанного принципа взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленная на всестороннее развитие обучающихся и на работу с их семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_rysbaeva_is.docx | 137.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии)
в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
Рысбаева Ирина Сергеевна
учитель-олигофренопедагог,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различным мероприятиям, в которых принимают участие их подопечные. Для учащихся с нарушением интеллекта усвоение новой информации, запоминание стихов, песен, ролей и участие в совместных мероприятиях является сложной задачей. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у них остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний. Однако для родителей учащихся школьные мероприятия часто являются единственной возможностью увидеть способности своего ребенка, поэтому работа педагога в этом направлении выступает не только инструментом развития ребёнка, но и способствует улучшению психологического климата в отношениях между ним и родителями. При этом очень важной стороной при выборе педагогических технологий является форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: «Не рядом, а вместе!».
Наша деятельность в ГБОУ школе №7 Красносельского района Санкт-Петербурга с применением арт-технологий (музыкальной терапии) – это реализация указанного принципа взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленная на всестороннее развитие обучающихся и на работу с их семьями.
На основе диагностических данных и анализа сохранных возможностей обучающихся, мною совместно с коллегами были разработаны следующие проекты с применением музыкальной терапии.
Проект «Музыкально-литературная гостиная»
Цель проекта: социализация обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития через участие в совместных творческих проектах с привлечением родительской общественности.
Проект «Музыкальная шкатулка»:
Часть 1. «Веселые весенние звуки»
Часть 2. «Музыкальный калейдоскоп»
Цель проекта: создание условий для развития и коррекции нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями с помощью музыкотерапии.
В реализации проектов принимали участие учащиеся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (ТМНР), дети с особыми образовательными потребностями и их родители, учитель начальных классов (учитель-олигофренопедагог), воспитатель класса «Особый ребенок», учителя музыки и учитель-логопед.
Этапы проектов.
1 этап. Организационный (подготовительный)
* Диагностика уровня развития слухового восприятия, речи, памяти, внимания и мышления.
* Составление паспорта проекта.
* Подбор музыкального произведения для исполнения.
* Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
* Оформление наглядного материала (пиктограмм, мнемотаблиц, видео).
* Разработка проектов и конспектов к нему.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
* Проведение уроков и занятий с использованием музыкальной терапии.
* Проведение совместных внеклассных занятий.
* Прослушивание музыкального произведения и его разучивание.
* Сбор фото- и видеоматериала.
* Консультирование родителей по теме проекта.
3 этап. Заключительный (результаты)
* Участие в общешкольных мероприятиях.
* Участие в неделе открытых уроков и занятий.
* Создание видеороликов «Барыня», «Веселые звуки», «Волшебная флейта».
* Совместное мероприятие для родителей с использованием музыкальной терапии.
* Диагностика уровня развития слухового восприятия и развития речи, памяти, внимания и мышления.
*Разработка на основе полученных результатов более сложного проекта с использованием элементов сказкотерапии.
В результате реализации данных проектов появилась возможность:
* проявить всем участникам свою индивидуальность и творчество;
* получить новые знания, навыки и умения;
* сплотить детский коллектив;
* проводить мероприятия и праздники совместно с родителями обучающихся;
* создать среду, ориентированную на духовно-нравственное воспитание, традиционные отечественные культурные и семейные ценности.
Каждый из проектов является долгосрочным, реализуется в течение учебного полугодия. С помощью данной работы удалось достичь:
- значительных результатов в социальном и личностном развитии каждого ребенка с нарушениями интеллекта.
- разработать и апробировать алгоритм эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
- систематизировать изученные методы и приемы работы с детьми разного уровня развития.
- подготовить материал для публикации для распространения опыта.
Изменения, которые произошли за время реализации данных проектов, служат показателями проводимой работы. Наблюдая за ними, отмечая новое, можно корректировать программу уроков и занятий, менять материал для работы в сторону усложнения или упрощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...
Интегрированный урок «Путешествие по страничкам знаний» для детей 1 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития
Конспект интегрированного урока для детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе. В уроке использованы предметы: математические представления, речь и альтернативная коммуникация, сенсорное разв...
Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".
Логопедические занятия для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...
«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»
Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью....
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...